Компания «Приоком» занимает особое  положение на рынке системной интеграции, фокусируясь исключительно  на телекоммуникационном  сегменте. О достижениях  компании в текущем году и планах на будущее рассказывает Владислав Бобошко,  председатель правления ЧАО «Приоком». 

Владислав Бобошко

PCWeek/UE: В вашей компании сохранились прежние устремления или появились новые? 

Владислав Бобошко: Наша компания попрежнему нацелена на оказание профессиональных услуг операторам связи. Это  направление является доминантным и приносит свыше 95% дохода. Поэтому пока  продолжаем играть на своем поле.  

Тем не менее, в ближайшей перспективе мы планируем выйти на рынок датацентров для корпоративного сектора. В  нашем портфеле появилось соответствующее решение. Прежде всего, мы будем  предлагать сетевую и серверную инфраструктуру ЦОД. Что касается аренды инженерной инфраструктуры, то у нас уже  есть предварительные договоренности с  партнерами. 

Кроме того, мы планируем заявить о себе на рынке информационных систем для  операторов связи. У нас есть собственные  разработки,— в 2010 году мы объединились  с компанией Pyxus 2006, которая разрабатывает информационные системы и решения с использованием продуктов третьих  производителей.  

PCWeek/UE:Под влиянием каких факторов вы приняли решение о диверсификации портфеля своих  услуг в сторону построения цод? Ведь в этом  сегменте очень жесткая конкуренция. 

В.Б.: Операторов коммерческих цОД пока  что мало, и мы ожидаем, что в корпоративном секторе будет спрос на подобные  решения.  

PCWeek/UE: Вам не кажется, что с выходом на  новые рынки, вам потребуется кардинально поменять подходы к продажам?

В.Б.: На данный момент меня также  беспокоит этот вопрос. И пока что  мы ищем решение. 

PCWeek/UE: Насколько сильна конкуренция в телекоммуникационном сегменте?

В.Б.:Соперничество очень жесткое,  как со стороны других украинских  интеграторов, так и со стороны  производителей, таких как Huawei,  Ericsson и др. Однако нам удается  успешно конкурировать с ними.  

Например, в этом году мы победили в двух тендерах «МТС-Украина»:  первый — на поддержку DWDM-сети,  второй— на ее модернизацию. Этот тендер  длился очень долго, но в итоге нам удалось  обойти всех конкурентов, предложив наиболее выгодную цену. 

PCWeek/UE: За счет чего вам удается выигрывать  в тендерах?

В.Б.: В каждом тендере есть своя система  критериев. Однако цена, как правило, играет решающую роль.  

PCWeek/UE: По вашему мнению, насколько активно операторы будут продолжать строить или  модернизировать свои сети в последующие годы? 

В.Б.: Основным стимулом для развития сетей  операторов в ближайшей перспективе является услуга широкополосного доступа в  Интернет. Ведь в сегменте мобильной телефонии рост клиентской базы прекратился, в фиксированной наблюдается отток клиентов. Крупнейший оператор фиксированной  телефонии «Укртелеком» — постарается  каким-либо образом стабилизировать этот  отток, но мобильный телефон в любом  случае удобнее. Проникновение мобильной связи в Украине уже превышает 100%,  поскольку многие абоненты пользуются  несколькими мобильными терминалами.  Поэтому с точки зрения развития бизнеса  наибольший интерес представляет услуга широкополосного доступа, а также дополнительные сервисы к ней. В связи с этим требования к  пропускной способности каналов  связи все время растут, кроме того, операторы активно расширяют  свое присутствие в регионах, так  что им приходится регулярно модернизировать свои сети.  

Например, в этом году мы реализуем два крупных проекта  по построению региональных  оптических транспортных сетей:  для компаний «Укртелеком» и  «Киевстар». На сей раз речь идет о линиях связи с пропускной способностью 10  Гбит/с на региональном уровне.  

PCWeek/UE: Кто из производителей сейчас оказывает наибольшее влияние на развитие телекоммуникационного рынка в мире и в Украине? 

В.Б.:  Мне сложно кого-то выделить, ведь  мы позиционируем свою компанию как независимую от того или иного вендора.  Можно упомянуть Cisco, Juniper, Huawei,  Alcatel-Lucent. Мы стараемся находить  производителей, предлагающих решения  в наибольшей степени удовлетворяющие  потребности оператора.

 PCWeek/UE: Ваша компания готовится к грядущему переходу к беспроводным сетям четвертого  поколения? 

В.Б.:   У нас проработано решение по ядру  мобильного оператора следующего поколения. Технологии эволюционируют, и  те компоненты, которые были актуальны  на старте 3G, претерпели эволюционные,  причем достаточно серьезные изменения.  Мне сейчас сложно говорить о перспективах 4G. В Украине пока только один  3G-оператор (ТМ Utel— прим. ред.), дальнейшее развитие которого продолжится  тем, или иным путем после смены собственника. Хочу отметить, что 3G-сети, равно  как и 4G, будут развивать в основном ради  беспроводного широкополосного доступа  в Интернет. 

PCWeek/UE: Существует мнение, что сеть Utel построена не оптимально.  

В.Б.:  Я этого мнения не разделяю. Другое  дело, что инвестиции в развитие этой сети были недостаточны. В итоге сеть не имеет  общенационального покрытия. Но с технологической точки зрения я не вижу дефектов, сеть обеспечивает высокую скорость  доступа в Интернет.  

Я бы предпочел оценивать результат с  позиции потребителя: если он удовлетворен, то технологическая сторона вопроса  уже не играет важной роли. Но еще раз  подчеркиваю — сеть построена вполне  качественно и позволяет оказывать наиболее востребованные услуги.  

PCWeek/UE: Насколько благополучным оказался  для вас этот год?

В.Б.: По финансовым результатам 2011-й  будет одним из самых успешных в истории компании. А вот 2010 был не самым  удачным, хуже, чем 2009-й, который мы  отработали более-менее хорошо, опираясь на запас проектов с еще докризисного  времени. 

PCWeek/UE: Что послужило причиной таких рекордных результатов в этом году? Отложенный  спрос у заказчиков, активная маркетинговая деятельность с вашей стороны, что-либо еще?

В.Б.: Спрос в нашем сегменте рынка действительно в этом году был выше, чем в  прошлом. 

PCWeek/UE: Вы могли бы проранжировать ваших ключевых заказчиков в телекомуникационном сегменте с точки зрения важности или  перспективности?

В.Б.: Все заказчики для нас одинаково  важны. Среди ключевых могу назвать  «Укртелеком», «Киевстар» и МТС.  

PCWeek/UE: Чем живет сейчас ваша компания,  какие задачи решает? 

В.Б.: Ищем новые возможности для бизнеса.  У нас есть сильные центры компетенции по  всем решениям, присутствующим в портфеле. В состав компании входит достаточно  сильное подразделение «центр управления  проектами»— мы умеем управлять сложными и длительными проектами (в масштабах  этого рынка в нашей стране). В «Приокоме»  внедрена система менеджмента качества,  которая только в октябре прошла аудит по  новому стандарту версии 2008 года.

 PCWeek/UE: Как происходит процесс продажи  проектов в вашей традиционной нише? Кто выступает с проактивной позицией — ваша компания или оператор?

В.Б.:  Это двусторонний процесс. С одной  стороны, у каждого оператора есть маркетинговые подразделения, задача которых—  отслеживать и формировать спрос на те, или  иные услуги связи, формулировать внутренний заказ в сторону технического подразделения на внедрение этих услуг на сети. 

С другой стороны, вендоры разрабатывают новые продукты, которые могут быть востребованы оператором. Чтобы сформировать спрос на эти продукты, мы совместно с  производителями постоянно информируем  заказчика. Когда заказчик принимает решение о внедрении новой услуги или модернизации сети, как правило объявляется тендер,  в котором мы принимаем участие.  

PCWeek/UE: Какую долю в общей структуре  доходов «приокома» составляют услуги? Насколько важно для компания развитие этого  направления бизнеса? 

В.Б.:По результатам первых девяти месяцев этого года доля сервисов в обороте  компании составила 15%. И мы продолжаем работать над тем, чтобы этот показатель увеличивался.  Услуги либо входят в состав решения,  предлагаемого заказчику, либо являются  непосредственным предметом закупки,  в случае, например, услуг технической  поддержки.  

PCWeek/UE: Планируете ли вы расширять свой вендорский портфель?

В.Б.: Гипотетически — да. Во всяком случае,  мы всегда открыты для вендоров.