Для бизнеса наступило нелегкое время: экономики мира находятся в шатком положении, напряжение и конкуренция на рынках растет, технологические достижения делают продукты рынка, с одной стороны, лучше, а с другой — более дорогими и сложными... Но для телекоммуникационных компаний это вполне обычная ситуация. Анализ мирового телекоммуникационного рынка, обнародованный компанией Informa Telecoms & Media, показывает, что данный бизнес не просто справляется с подобными проблемами, но процветает, демонстрируя показатели роста выше, чем глобальная экономика.
По данным аналитиков, 40 наиболее крупных мировых операторских компаний обгоняют глобальную экономику по росту доходов примерно на 5 п.п. Так, во II кв. 2011 г. они продемонстрировали увеличение мирового объема продаж до 327,6 млрд долл., что соответствует годовому приросту на 6,8 %, тогда как рост мировой экономики за тот же период составил лишь 1,8%. В топ-5 операторов по данным на II кв. 2011 г. входят AT&T, verizon, China Mobile, NTT Group и Telefonica.
При этом такие гранды, как AT&T и verizon получают намного более высокий доход от бизнеса, чем столь же крупные операторы-конкуренты. И все за счет широкого разнообразия сервисов, на которые их пользователи год от года тратят все больше и больше, в то время как доходы от голосовых сервисов неуклонно падают.
Операторы, по мнению аналитиков, испытывают трудности не только от спада мировой экономики, но и от конкуренции со стороны игроков других рынков. Тем не менее они успешно реализуют стратегии, обеспечивающие столь высокий рост этого сегмента рынка. В качестве новых конкурентов часто выступают операторы MvNO (Mobile virtual Network Operator — виртуальные операторы мобильной связи), усиливается давление регуляторов, ограничивающих количество операторов, которым разрешено тарифицировать терминированный трафик других сетей (так называемые MTR-операторы — Mobile Termination Rate).
Одни операторы, ориентированные на количественные показатели пользователей, достигают своих целей, продолжая развивать и внедрять такие сервисы, как IPTv, vOD (videoon-demand — видео по требованию), высокоскоростной доступ в Интернет, видеоконференцсвязь, сервисы voIP — и спрос на эти услуги на массовом и корпоративном рынке растет. Другие — повышают эффективность, как финансовую, так и операционную.
Но хотя общий рыночный показатель EBITDA во II кв. 2011 г. снизился до значения 35,7% (годом ранее он составлял 36,6%), у лидеров рынка он вырос. Так, у verizon он увеличился на 9,5 % до 32,7%.
Однако и капитальные затраты AT&T и verizon также были выше, чем у остальных операторов, они росли во II кв. в основном за счет запуска сетей LTE, инвестиций в распространение смартфонов в виде предоставления субсидий на них (хотя ожидалось, что повышение ARPU за счет роста трафика данных будет компенсировать низкую начальную цену на устройства). Поэтому у AT&T показатель EBITDA по сравнению с предыдущим годом снизился на 1,2%, несмотря на рост доходов от продаж во II кв. 2011 г. на 2,23%. Маржа тоже снизилась из-за высокого показателя операционных расходов (OPEX), субсидирования смартфонов и уменьшения числа конечных MTR-операторов.
Аналитики полагают, что в настоящее время крупные мировые операторы нацелены в большей степени на расширение таких сервисов, как трипл-плей и квадро-плей, а по числу пользователей они ориентированы скорее на сохранение завоеванных позиций, чем на рост абонентской базы.