За рубежом проходит много специализированных тренингов, так называемых Telecom MBA и схожих с ними, где повествуют об извлечении дополнительного дохода наряду с уменьшением затрат, что в конечном итоге ведет к росту операционной прибыли. Доход можно увеличить либо за счет повышения рыночной доли (количества абонентов), либо дохода с одного абонента (ARPU). В свою очередь, сокращению операционных и капитальных затрат способствует применение новых технологий и автоматизация процессов (уменьшение количества обслуживающего персонала, где возможно — понижение его квалификации).
Что влияет на доход
Увеличение ARPU напрямую связано с частотой и объемом потребления услуг. Первый показатель можно повысить, например, с помощью поддержки мобильных устройств, второй — переводом пользователя на более высокий тарифный пакет с ощутимой скидкой (одноразовой или на потребляемые объемы). Существенное влияние на ARPU оказывает вывод на рынок новых услуг, и конечно, согласно теории «голубых океанов», желательно делать это, опережая конкурентов. С одной стороны, такой подход таит в себе немало рисков, с другой — обещает большие возможности. Вывод на рынок новой услуги не влияет на ARPU, если она играет роль дополнительной по отношению к основной.
Новые программные сервисы
Услуги могут выглядеть как продажа подготовленной инженерной инфраструктуры, инфраструктуры обработки данных и их хранения, сетевой емкости, доступа в Интернет и другие сети (включая телефонные — мобильную и фиксированную). Однако последнее время принято считать, что основные дополнительные доходы, а главное — прибыль, сосредоточены в программных услугах и предоставлении адресного контента. В этой связи уместно вспомнить о таких глобальных компаниях, как Google или Microsoft.
Запуск новой программной услуги включает логику самого сервиса и его интеграцию в среду оператора с точки зрения управления параметрами, активации/деактивации, расчетов, мониторинга ключевых показателей работоспособности и производительности, Service Desk/ Contact Center (назовем это операторским окружением). Сам программный продукт можно приобрести, заказать как SaaS или разработать. Простой анализ показывает, что его интеграция в уже существующее операторское окружение должна удешевлять себестоимость услуги по сравнению с ситуацией, когда для подобного же сервиса создается специальная среда, и, главное — существенно ускорять ее вывод на высококонкурентный рынок. Это особенно заметно, если формируется портфель программных услуг.
«Облака»
Для скорейшего вывода на рынок программных услуг надо иметь готовую аппаратную инфраструктуру, которую можно выделить под новый сервис из общего ресурса. Для удешевления услуги (важный параметр конкурентоспособности) аппаратная инфраструктура должна располагаться за пределами крупных городов. Такой подход позволяет снизить расходы на занимаемые площади, электроэнергию, эксплуатацию каналов, квалифицированное обслуживание. Площадок может быть несколько, важно только, чтобы их объединяла сетевая инфраструктура с нужной пропускной способностью, производительностью и отвечающая потребностям нового ПО. По сути, это сервисное операторское «облако» с характерными для него виртуализацией, централизованной системой управления, свойствами динамики, управления и поддержания SLA.
Платформы доставки услуг
Все старания могут оказаться напрасными, если погружение логики услуги в операторское окружение окажется длительным и дорогим (скорее всего, второе вытекает из первого) — конкуренты ждать не будут. Поэтому целесообразно создать платформу с описанными интерфейсами от оператора в сторону логики услуги, с одной стороны, и требованиями к логике услуги — с другой. Это позволит сократить время интеграции. Иногда такие платформы называют платформами доставки услуг (SDP — Service Delivery Platforms). Как правило, мобильные операторы используют их для передачи контента, однако они находят применение и в сетях фиксированного доступа для доставки программных услуг. Чтобы сервис был доступен большему количеству клиентов, и, соответственно, обеспечивал больший доход, необходима поддержка мобильных устройств с разными ОС.
Купуй українське
Скорее всего, создание сервисного операторского «облака» и внедрение SDP позволит быстро и с минимальными затратами выводить на рынок новые услуги и конкурировать с глобальными игроками, опираясь на потенциал украинских специалистов. Особенно если такие проекты операторы смогут реализовывать совместно