Многие развитые и развивающиеся страны в свое время утвердили собственные национальные стратегии распространения широкополосного доступа (ШПД) внутри страны, и это позволило обеспечить высокоскоростным Интернетом большинство их населения. В частности, можно привести пример Республики Корея, которая в период с 1995 по 2011 гг. превратилась в самого крупного потребителя трафика. По данным OECD (www.oecd. org), на конец 2010 года уровень проникновения фиксированного ШПД достиг 34%, а мобильного ШПД — 89,8%. В соседней с нами Польше на конец 2010 года было 52,4 мобильных подключения на 100 жителей, в то время как фиксированных — всего 14,2*.

Эксперты расходятся во мнении относительно уровня проникновения ШПД в Украине, однако то, что он чрезвычайно низок, ни у кого сомнений не вызывает. В частности, Иван Калинин, менеджер по развитию направления департамента телекоммуникационных систем Samsung Electronics Ukraine, говоря о фиксированном ШПД, называет цифру 6%, о мобильном — и вовсе 4%. Здесь важно сделать оговорку, касающуюся Киева. Глубину проникновения Интернета в столице «Киевстар» оценивает на уровне 70%, впрочем, оценка национального оператора ситуации в регионах тоже одна из самых оптимистичных: 20–22%. Кстати, именно «Киевстар» стоит у истоков наметившейся в Украине тенденции — переориентации операторов с основных услуг (голосовых или телевизионных в случае, например, «Воли») на предоставление ШПД.

Ключевым фактором развития ШПД становится взрывной рост объемов трафика в сетях. Согласно прогнозам Cisco, глобальный интернет-трафик во всем мире к 2015 году превысит 1 зеттабайт (1 ЗБ=1000 эксабайт) в год или 80,5 ЭБ в месяц. Это говорит о том, что мир входит в эру «гиперинтернетизации», когда возможностью подключения к Интернету будут щеголять не только компьютеры, но и другие бытовые устройства. Соответственно, возрастет потребность в качественном контенте. Новыми явлениями стали социальные сети, облачная обработка данных, различные форматы обмена информацией в Интернете.

Стратегия каждого оператора в развитии доступа зависит от исходных условий и среды предоставления первоначальных, базисных услуг. Кабельные операторы используют в качестве среды волоконно-кабельные линии связи, операторы традиционной телефонии выжимают все до последней капли из существующей медной инфраструктуры. Операторы мобильной связи и начинающие компании находятся в некотором смысле в выигрышной ситуации — они не привязаны к существующей инфраструктуре, могут внедрять самые современные технологии и поэтому строят оптические каналы (FTTx) или развивают беспроводные технологии (см. статью «Технологи»).

И, пожалуй, самый главный вывод, который практически не вызывает сомнений, — отечественный рынок еще далек от насыщения, а значит, в ближайшие годы наверняка следует ожидать его бурного развития. Конечно, на практике все будет зависеть от инвестиций, доступности лицензий и радиочастотного ресурса.

*Справедливости ради нужно отметить, что оценивать проникновение фиксированного ШПД, исходя из количества подключений на 100 жителей, не вполне корректно. На среднестатистическую семью может приходиться всего одна линия фиксированной связи и до трех мобильных устройств.


Битва за регионы

На украинском рынке фиксированного ШПД существует устойчивая тенденция обострения конкуренции среди операторов. Безусловно, такая ситуация только на руку потребителям услуг, которые в итоге получают все более привлекательные условия.

Лидирующее положение занимает «Укртелеком» — это единственный оператор фиксированной связи, который не просто представлен во всех областях нашей страны, но и готов донести услуги ШПД до уровня райцентров и даже многих сел. Вместе с еще одним монстром на рынке связи — «Киевстар» — компания в этом году изменила форму собственности. По данным аналитического агентства iKS-Consulting, на сегодняшний день тройка лидеров рынка ШПД в Украине выглядит следующим образом: «Укртелеком», «Воля», «Киевстар» (в порядке убывания абонентской базы). По мнению Александра Данченко, генерального директора «Датагруп», в ближайший год она вряд ли изменится. С лидерством «Укртелекома» сложно поспорить (компания с большим отрывом опережает ближайших конкурентов. — Прим. ред.), признает он и предвидит активную борьбу за 4-е, 5-е и 6-е места в Топ-10. Сама «Датагруп» пока находится на шестом месте и планирует перебраться на пятое, потеснив Vega.

Среди факторов, которые обеспечивают рост рынка, эксперты отмечают активное развитие онлайн-приложений и онлайн-торговли. В немалой степени ему способствует и популярность торрент-трекеров, но тут возникает проблема распространения нелегального контента. Крупным провайдерам непросто будет создавать подобные ресурсы из-за несовершенства отечественной законодательной базы.

В Киеве есть все, а в регионах ничего — сходятся во мнении многие участники рынка. В столице на один жилой дом иногда приходится 4-5 провайдеров, тогда как в некоторых районных и даже областных центрах операторов ШПД нет вообще. Поэтому компании вынуждены обращать внимание на города с населением 100 тыс. чел. и активно строить там свои сети. Очевидно, основным полем конкурентной борьбы станут регионы, так как концентрация операторов в городах-миллионниках чрезвычайно высока.

Наглядным подтверждением этого тезиса является политика «Киевстар» по развитию сети. Услуга ШПД оператора действует уже в 88 городах Украины и доступна более чем 3 млн домохозяйств. До конца 2011 года количество «своих» городов компания обещает довести до 100. «Датагруп» тоже сосредоточила внимание на регионах. Оператор расширяет географию присутствия в Никополе, Вышгороде Гадяче. Александр прямо заявляет: «Нам не интересно вкладывать деньги в развитие сети в тех городах, где уже активно работают один-два национальных игрока».

В последние несколько лет сети широкополосного доступа национального масштаба операторы строят с использованием оптоволоконных каналов по технологии FTTх. Клиенты, в первую очередь, получают высокую скорость, безлимитный трафик и простоту подключения без необходимости приобретать дополнительное оборудование. Оператор на базе Ethernet-сети может развивать конвергентные услуги и VAS-сервисы, чего на сетях ADSL сделать нельзя. В то же время «Укртелеком» обслуживает почти 1,3 млн абонентов «ОГО!», обеспечивая доступ по технологии ADSL 2+. Ее выбор обусловлен наличием разветвленной сети медных телефонных линий, по которым можно экономично и качественно предоставлять данную услугу.

Закономерно, что в сложившейся на рынке ситуации компания видит для себя некоторые тревожные симптомы. Андрей Бургомистренко, директор департамента маркетинга «Укртелеком», считает, что многие предложения операторов, в том числе по технологиям FTTx, экономически не оправданы. По его словам, себестоимость одного такого подключения в 10–15 раз превышает аналогичный показатель при использовании ADSL. Но тарифы сейчас находятся на одном уровне, и как долго конкуренты смогут субсидировать свои предложения, непонятно.


Безусловно, в «Укртелекоме» понимают, что количество пользователей в Украине, нуждающихся в более высоких скоростях, продолжает расти. Уже в ближайшее время компания намерена вывести на рынок предложения по технологии FTTН, для которых так называемая «последняя миля» станет прозрачной. Между интернет-ресурсами и ПК пользователей будет существовать только волоконно-оптическая сеть. За этим стоит масштабная модернизация собственной сети для обеспечения значительного запаса ее прочности.

Кстати, в активе «Датагруп» тоже есть абоненты, подключенные по ADSL, но развитие данной технологии оператор прекратил после 2008 года. Сейчас одновременно со строительством волоконно-оптической сети идет модернизация существующих узлов ADSL.
Следствием погони за технологичностью и наращиванием абонентской базы является консолидация рынка. Крупные операторы справедливо выражают сомнение в возможностях небольших компаний качественно обслуживать абонентов. У многих из них отсутствует необходимая сетевая инфраструктура или она находится в зачаточном состоянии. Не исключено, что у большинства мелких игроков мыльный пузырь суперпредложений в скором времени лопнет.

Отрадно, что лидеры рынка стремятся стереть грань между областными центрами и маленькими городами. Хорошо бы всем взять на вооружение социально справедливый лозунг «Киевстар» и начать на деле претворять его в жизнь: «Наша цель — обеспечить семьи Украины, независимо от города проживания, равными возможностями для доступа к скоростному Интернету наивысшего качества».