Социальные сети, первоначально воспринимавшиеся многими как очередная игрушка для фанатов виртуального общения, фактически стали новым этапом в эволюции виртуального пространства (отметим в скобках, что сам термин “социальные сети” — т. е. сети, объединяющие в общества или сообщества — очень близок по смыслу термину “Интернет”, “сеть между всеми” или “объединяющая всех”, “всемирная сеть”). Растущая популярность социальных сетей свидетельствует и о серьезных изменениях человеческого мировосприятия, равно как и восприятия компаниями правил ведения бизнеса в современном мире. Все чаще привычное, живое общение дополняется виртуальным, дублируется в нем, а то и перетекает в него. “Почему ты не ответила “Вконтакте"?” — первое, что спрашивает юноша у девушки при встрече, как будто не о чем больше спросить. Ничуть не возмущаясь, та достает свой iPhone 4 и начинает просматривать полученные сообщения, удивляясь как это она пропустила… Вполне рядовая сценка из жизни. Что касается бизнеса, то многие его крупные представители, как известно, уже активно используют социальные сети для маркетинговых акций, исследований, привлечения клиентов, продвижения продаж. Тема технологий социальных сетей и их важной роли в повышении эффективности современного бизнеса заняла большое место в программе 14-го Форума IBM Lotus, на котором, как сообщили организаторы, присутствовало более 450 компаний, заинтересованных в улучшении внешних и внутренних коммуникаций.

Публичные социальные сети в цифрах
Статистика, этот третейский судья современного мира во всех сферах человеческой жизнедеятельности, свидетельствует об устойчивом росте популярности публичных и внутренних социальных сетей. Наталья Горина, директор по аналитике и консалтингу Market-Visio Russia, Gartner Sales Agent, привела подтверждающие это цифры. Например, согласно данным Gartner, Facebook еще к лету 2010 г. уже имел “население” около 500 млн. пользователей, а прогноз по общему количеству “жителей” социальных сетей на конец 2012 г. еще более внушительный — более 1 млрд. Происходит это, разумеется, на фоне глобальной тенденции по компьютеризации населения. Так, более половины американцев старше 21 года уже имеют опыт создания интернет-контента, а 40% четырехлетних (!) малышей в той или иной степени уже знакомы с компьютером. Новые, социальные инструменты Интернета, по мнению Натальи Гориной, привлекая огромное количество людей, могут стать источником ценной информации для бизнеса. Например, высказанное публично мнение на форумах о приобретенных товарах, услугах несомненно влияет на будущие предпочтения потенциальных покупателей. Бизнесу такую информацию полезно отслеживать и учитывать. Неудивительно поэтому, что интерес корпораций к различного рода аспектам социального ПО растет. Согласно данным, приведенным докладчиком, темп роста интереса корпораций к такого рода инструментам по сравнению с прошлым годом — порядка 250% (рост запросов к аналитикам gartner.com по теме социального ПО). Даже когда руководство компании не воспринимает социальные сети как нечто полезное для бизнеса, поделилась опытом консалтинга Наталья Горина, рядовые сотрудники этой же компании, как выясняется в результате опросов, зачастую уже осознали свои выгоды: команда отдела продаж ищет и находит в сетях выходы на клиентов, а сотрудники других отделов обсуждают на публичных форумах с коллегами профессиональные вопросы. Создание внутренней социальной сети компании, по мнению Натальи Гориной, позволяет задействовать эти уже существующие механизмы более эффективно. Ведь внутренняя социальная сеть объединяет не только сотрудников, но и внешних партнеров, тем самым улучшая взаимопонимание между подразделениями компании, ускоряя бизнес-процессы. Отделу маркетинга легче выяснить отношение потребителей товаров или услуг, департаменту развития компании — кто еще из сотрудников работает над аналогичной идеей и насколько успешно, финансовой службе — сократить затраты на дорожные расходы за счет предоставления возможности удаленной работы, ИТ-подразделению — уменьшить сроки работы над проектами за счет улучшенного взаимодействия с бизнес-подразделениями. Многие компании уже пришли к пониманию ценности организации внутреннего пространства на основе социальных технологий. По прогнозам Gartner, порядка 50% крупных компаний обзаведутся внутренней социальной сетью уже к 2015 г., из них примерно 20% станут лидерами в своих отраслях. В числе ключевых факторов, влияющих на развитие информационных технологий в текущем году, Наталья Горина назвала облачные вычисления, приложения для мобильных устройств и планшетные ПК, аналитические приложения нового поколения, аналитика социальных сетей и совместная работа и социальные сети. Докладчик особенно отметила при этом, что 50% ключевых технологических трендов в 2011 г. так или иначе касаются использования социальных инструментов для бизнеса.

Внутренние социальные сети и ключевые области бизнеса
Объем информации в мире неуклонно растет. В масштабах Интернета, по оценкам Gartner, содержится порядка 1 млн. Тб данных и ежедневно этот объем данных увеличивается на 5 Пб. В компании, даже самой крупной, масштабы хранящихся знаний, разумеется, скромнее, но все равно огромны, поэтому область управления знаниями компании — первая точка приложения. Что и подчеркнул Драгутин Ивачи, директор департамента программного обеспечения “IBM в России и СНГ”, выделяя ряд ключевых областей бизнеса, которые могут быть существенно улучшены при помощи новейших технологий. Второе направление повышения эффективности бизнеса — преодоление барьеров, мешающих успешной коллективной работе, внедрению инноваций, поиск и удержание талантливых сотрудников. Еще одна важная сфера — сокращение командировочных и шире — дорожных расходов, чему может помочь поддержка работы сотрудников на дому, мобильных пользователей в удаленном режиме. И наконец, четвертое направление — организация эффективного управления документооборотом. Для воплощения любых идей, как известно, требуется инструментарий. У IBM набор специального ПО в сфере организации эффективного коллективного труда широкий. Это и платформы Lotus Notes/ Domino и IBM Lotus Sametime для налаживания взаимодействия, обмена сообщениями в режиме онлайн, организации аудио- и Web-конференций. Это и портальные решения — IBM WebSphere Portal, IBM Content Manager, IBM Forms, облегчающие взаимодействие с заказчиками, внешними партнерами, интеграцию данных с внешними системами. Кроме того, корпорация предлагает бесплатный пакет офисных приложений Lotus Symphony, имеющий версию Live, которая предназначена для мобильных устройств, причем все операции выполняются в облаке, а для работы с данным пакетом на устройство не требуется установки никаких приложений. Любопытная особенность пакета Lotus Symphony — он поддерживает форматы Microsoft Office. Таким образом, документы, презентации, таблицы, сделанные ранее в самом распространенном пока еще офисе, не теряются — их можно открывать и продолжать работать с ними, модифицировать и более того — опять сохранять в привычном формате, если это требуется для работы. К основным современным тенденциям ИТ-поддержки коллективной работы Драгутин Ивачи отнес облачные вычисления, мобильные приложения и социальные сети. В заключение представитель IBM выделил три характерные черты социального бизнеса, а именно: способность вовлекать сотрудников в общую работу (за счет тесного взаимодействия более продуктивным и рациональным путем), прозрачность (устраняя барьеры при доступе к информации, экспертизе и активам) и оперативность (ускоряя процессы благодаря быстрому получению информации и экспертной оценки).

Об особенностях компаний, готовых к ведению бизнеса по-новому, “по-социальному”, говорил и Уффе Соренсен, директор по технологиям IBM Lotus. В качестве примера такой компании он привел BASF — немецкий концерн в сфере химического производства. Для того чтобы разрабатывать свои продукты более эффективно, компания решила объединить сотрудников в сеть формальных и неформальных сообществ (одна только ИТ-служба BASF насчитывает порядка 2300 сотрудников в 10 странах). В результате была организована connect.BASF — международная платформа для общения и создания сообществ внутри компании. Реализовано решение на базе продуктов IBM Connecting, общее число пользователей за три месяца — 11 тыс. Руководство немецкой компании, понимая важность использования в работе новейших технологий, стимулирует своих сотрудников обращаться к новой платформе, что ведет к активному обсуждению сотрудниками возникающих проблем, появлению новых идей и в целом — к развитию компании. В подтверждение докладчик привел любопытный пример. На страничке BASF в Facebook’е некий посетитель оставил сообщение: “Holi hay ghar mat betto”. Менеджер по работе с социальными сетями вывесил в социальной сети BASF запрос: “Кто-нибудь знает, какой это язык и что это значит?”. Через несколько минут менеджер из другого подразделения ответил: “На хинди это значит: Сегодня фестиваль цветов, не сидите дома”. Появилась идея — поднять тему цветов, чтобы позиционировать соответствующие продукты BASF. Менеджер, вывесивший запрос, загрузил на facebook-страничку компании видео с цветовыми пигментами BASF, который “заработал” десятки “лайков” и несколько комментариев.

Как и свой коллега, Уффе Соренсен попробовал обозначить три характерные особенности компаний, стремящихся вести бизнес на современном технологическом уровне. Это, во-первых, — активное взаимодействие не только сотрудников между собой, но и сотрудников с внешними партнерами. Второй признак — прозрачность, предоставление партнерам, клиентам информации об услугах, продуктах, а иногда даже — о дискуссиях внутри компании (в разумных пределах), давая таким образом клиентам и партнерам возможность влиять на бизнес (инструменты — рейтинги, опросы). И третий компонент — подвижность, гибкость компании, т. е. способность адаптировать свою деятельность под изменяющиеся параметры окружающей среды, и одна из составляющих гибкости — оперативная реакция сотрудников на информацию от клиентов.

Социальные сети и высшее образование
Сфера образования, в которой вращается наиболее активная часть любого общества — студенты и аспиранты, давно и активно использует в образовательном процессе новые информационные технологии. Николай Курмышев, проректор по информатизации Новгородского государственного университета, рассказал о проекте строительства социальной сети на платформе IBM Connections (v. 4.0). Проект реализован за три месяца, был существенно облегчен доступ к учебным материалам, удобнее стала совместная работа по различным научным направлениям, появилась возможность доступа к сервисам с мобильных устройств. Основной сложностью проекта стала необходимость общего интерфейса с уже работавшим в университете корпоративным порталом, нежелательность дополнительных аутентификаций при пользовании новыми сервисами. Для того чтобы избежать перечисленных проблем, социальные сервисы были внедрены в ядро корпоративного портала. Удивительно, но даже в случае со студенчеством — наиболее передовой, продвинутой, казалось бы, частью общества при массовом использовании внедренного решения возникают специфические проблемы. Как признался Николай Курмышев, пришлось столкнуться с такими явлениями, как боязнь социальных сетей, непонятность и неочевидность некоторых функций внедренного решения, неумение и нежелание применять новое, непонимание преимуществ, которые дают передовые технологии. Возникают и специфические проблемы: тем, кто привык пользоваться социальными сервисами на стороне, переключиться со сторонних социальных ресурсов на внутренние оказалось не так просто.

На сегодня социальные сети — публичные и внутренние — переживают период бурного роста, что и подтвердил очередной Форум IBM Lotus. Возможности, которые они предоставляют людям и бизнесу, для многих уже очевидны: аналитики выдают все новые цифры, подтверждающие рост данного сегмента Интернета, и позитивные прогнозы. Что будет на самом деле — пойдут ли социальные сети по пути дальнейшего дробления на мини-сообщества, или по пути глобализации, все большего сращивания внутренних и внешних публичных сетей, или же на первый план выйдут совершенно новые технологии, призванные создавать и защищать личное, уникальное пространство каждого пользователя великой сети Интернет, — покажет время.