Изначально «Датагруп» была более известна как провайдер услуг профессиональной передачи данных для корпоративных клиентов. Однако в 2005 году компания приняла решение начать работу и на розничном рынке. 8 сентября 2010 года была презентована розничная торговая марка «Домашний телеком».
По состоянию на 1 сентября текущего года абонентская база «Домашнего телекома» выросла до 226 тыс. клиентов, из них 106 тыс. пользуются услугами цифровой телефонии и 120 тыс. – широкополосного доступа в Интернет. За год «Датагруп» сумела увеличить количество своих сторонников в три раза.
Конечно же, запуская торговую марку «Домашний телеком», в компании отдавали отчет в том, что занять место под солнцем будет непросто. Пятерка лидеров рынка сформировалась задолго до 2010 года, и все игроки упорно боролись за свои позиции. Тем не менее уже сегодня по количеству абонентов ШПД компания занимает шестую строчку и, по мнению Александра Данченко, генерального директора «Датагруп», в скором времени войдет в Топ-5.
Несмотря на активное привлечение новых пользователей, компании удается удерживать на довольно высоком уровне показатель ARPU (средний доход с одного абонента). Например, в последнем квартале ARPU составлял около 8 долл., что намного больше, чем в среднем по рынку (у конкурентов этот показатель редко превышает 5,5 долл.). Впрочем, в случае демпинга со стороны некоторых игроков, доход может снизиться настолько, что операторы вынуждены будут работать в убыток.
Одним из способов повышения доходности для оператора является предоставление абонентам дополнительных услуг (VAS), например продажи различного видеоконтента. Судя по результатам опроса, проведенного «Датагруп», около 30% потребителей готовы платить за контент, тем более что задача оплаты услуг сегодня решается очень просто: либо через SMS, либо с помощью систем онлайн-расчетов, таких как WebMoney, Portmone и т. д. К продаже контента сейчас проявляют интерес все операторы.
С июня «Датагруп» в рамках сервиса «Домашний телеком» начал доставлять своей аудитории и телевизионный контент. Сегодня компания обслуживает около 16 тысяч ТВ-абонентов в трех городах: Днепропетровск, Жмеринка, Николаев. Клиентское оборудование подключается по аналоговой технологии, что позволяет обеспечить работу нескольких телевизоров от одной точки входа.
Помимо фиксированной связи, «Датагруп» предоставляет услуги спутниковых коммуникаций, более того – является одним из лидеров в данном сегменте в Восточной Европе. Так, компания уже несколько лет предлагает двунаправленный спутниковый доступ к Интернету со скоростью до 1 Мбит/с под торговой маркой «ИнтернетБум». А с сентября намерена предложить под этой же торговой маркой сервис широкополосного доступа Tooway, использующий в качестве платформы недавно запущенный спутник Ka-Sat. Это единственный европейский телекоммуникационный спутник, пропускная способность которого составляет 70 Гбит/с, что в десятки раз превышает возможности аналогичных аппаратов. Массовому пользователю Ka-Sat позволяет осуществить доступ во Всемирную сеть на скорости 10 Мбит/с для входящего трафика и 4 Мбит/с – для исходящего. У корпоративных абонентов есть возможность получить канал со скоростью доступа до 50 Мбит/с.
Сегменту В2С компания предлагает несколько тарифных пакетов со скоростью загрузки от 6 до 40 Мбит/с, отдачи – от 1 до 10 Мбит/с. В рамках тарифных пакетов трафик ограничен 4 – 25 ГБ в месяц. На базе услуги Tooway также будет реализован социальный проект «Школьный Интернет», предусматривающий подключение к Сети школ Киевской области.
В расчете на будущий рост абонентской базы «Датагруп» постоянно работает над расширением своей сети. Компания обслуживает 11 500 км DWDM-комплекса и 4320 км внутригородских сетей. Их общая пропускная способность составляет 130 Гбит/с. К системе «Домашнего телекома» могут быть подключены до 780 тысяч квартир или частных домов.
В «Датагруп» считают, что рынок ШПД будет и далее активно расти в нашей стране, причем уже в недалеком будущем останется всего три крупных игрока: «Киевстар», «Укртелеком» и «Датагруп». Что касается прибыльности данного направления, то здесь многое зависит от крупнейшего участника – «Укртелекома». Этот оператор обладает наибольшим запасом по марже, таким образом, он может снижать цены и тем самым задавать тон всему рынку.
Роковой фейерверк
Несмотря на то что спутниковые тарелки рассчитаны на работу в любых погодных условиях, они, как оказалось, достаточно уязвимы для различных праздничных забав. Запущенная в канун прошлого Нового года пиротехническая ракета случайно попала в спутниковую тарелку «Датагруп» диаметром 7 м, расположенную на крыше офиса компании, и прожгла ее насквозь за несколько секунд. В результате сотрудникам компании в новогоднюю ночь пришлось оперативно устранять последствия забав безответственных любителей фейерверков.