По оценке IDC во втором квартале 2011 г. рынок мобильных телефонов вырос на 11,3% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, что ниже представленных ранее прогнозов (13,3%) и первого квартала нынешнего года (16,6%). Производители выпустили 365,4 млн. телефонов (год назад — 328,4 млн.).

Продажи телефонов с дополнительными функциями (feature phone) сократились на 4% впервые с конца 2009 г. Аналитики объясняют это экономическим спадом, вынуждающим потребителей экономить, и переходом пользователей на смартфоны. Такой спад наиболее больно ударил по крупнейшим производителям, таким как Nokia, которые теряют долю рынка в пользу поставщиков недорогих моделей, таких как Micromax, TCL-Alcatel и Huawei.

Двузначные цифры роста рынка аналитики связывают с подъемом спроса на смартфоны. Уже несколько кварталов именно смартфоны являются главными двигателями продаж.

Состав пятерки лидеров рынка сотовых телефонов не изменился с IV квартала 2010 г., но произошли некоторые изменения (см. табл.).

Nokia по-прежнему удерживает первую позицию, но постепенно теряет долю рынка. Положение Nokia в сегменте смартфонов будет сильно зависеть от успеха моделей на базе Windows Phone 7, которые должны появиться в продаже уже в этом году. А пока компания старается сохранить объем поставок с помощью недорогих мобильных телефонов и устройств на стареющей платформе Symbian.

Samsung добилась двузначных показателей роста продаж, лишь немного отстав от темпов роста рынка, и сократила отрыв от Nokia. Подъему способствовал успех смартфона Galaxy на базе Android. Компания ожидает дальнейшего роста во второй половине года и усиления конкуренции с Nokia.

LG Electronics сохранила третью позицию отчасти благодаря спросу на смартфон Optimus. Однако компания снизила прогноз продаж на этот год на 24%. Если такой спад произойдет, LG Electronics может потерять третье место на рынке.

Apple остается на четвертой позиции, но быстро сокращает отрыв от конкурентов. Компания продемонстрировала самый высокий темп роста и более чем удвоила свою долю рынка. Аналитики полагают, что ее дальнейший успех зависит от способности продвигать iPhone в развивающиеся страны, в которых этот смартфон менее популярен, чем в развитых.

ZTE увеличила объем продаж и нарастила долю рынка. Несмотря на приверженность к простым моделям, компания стала игроком на рынке смартфонов, выпустив популярные модели Blade и Racer на базе Android, и собирается во второй половине года начать поставки моделей Libra, Skate и Amigo.

Таблица. Рынок мобильных телефонов во II кв. 2011 г. (млн. штук)

Компания

Число устройств во II кв. 2011 г.

Доля рынка во II кв. 2011 г. (%)

Число устройств во II кв. 2010 г.

Доля рынка во II кв. 2010 г. (%)

Изменение (%)

Nokia

88,5

24,2

111,1

33,8

-20,3

Samsung

70,2

19,2

63,8

19,4

10,0

LG Electronics

24,8

6,8

30,6

9,3

-18,9

Apple

20,3

5,6

8,4

2,6

141,8

ZTE

16,6

4,5

12,2

3,7

36,0

Другие

145

39,7

102,3

31,2

41,7

Всего

365,4

100,0

328,4

100,0

11,3

Источник: IDC