По оценке IDC во втором квартале 2011 г. рынок мобильных телефонов вырос на 11,3% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, что ниже представленных ранее прогнозов (13,3%) и первого квартала нынешнего года (16,6%). Производители выпустили 365,4 млн. телефонов (год назад — 328,4 млн.).
Продажи телефонов с дополнительными функциями (feature phone) сократились на 4% впервые с конца 2009 г. Аналитики объясняют это экономическим спадом, вынуждающим потребителей экономить, и переходом пользователей на смартфоны. Такой спад наиболее больно ударил по крупнейшим производителям, таким как Nokia, которые теряют долю рынка в пользу поставщиков недорогих моделей, таких как Micromax, TCL-Alcatel и Huawei.
Двузначные цифры роста рынка аналитики связывают с подъемом спроса на смартфоны. Уже несколько кварталов именно смартфоны являются главными двигателями продаж.
Состав пятерки лидеров рынка сотовых телефонов не изменился с IV квартала 2010 г., но произошли некоторые изменения (см. табл.).
Nokia по-прежнему удерживает первую позицию, но постепенно теряет долю рынка. Положение Nokia в сегменте смартфонов будет сильно зависеть от успеха моделей на базе Windows Phone 7, которые должны появиться в продаже уже в этом году. А пока компания старается сохранить объем поставок с помощью недорогих мобильных телефонов и устройств на стареющей платформе Symbian.
Samsung добилась двузначных показателей роста продаж, лишь немного отстав от темпов роста рынка, и сократила отрыв от Nokia. Подъему способствовал успех смартфона Galaxy на базе Android. Компания ожидает дальнейшего роста во второй половине года и усиления конкуренции с Nokia.
LG Electronics сохранила третью позицию отчасти благодаря спросу на смартфон Optimus. Однако компания снизила прогноз продаж на этот год на 24%. Если такой спад произойдет, LG Electronics может потерять третье место на рынке.
Apple остается на четвертой позиции, но быстро сокращает отрыв от конкурентов. Компания продемонстрировала самый высокий темп роста и более чем удвоила свою долю рынка. Аналитики полагают, что ее дальнейший успех зависит от способности продвигать iPhone в развивающиеся страны, в которых этот смартфон менее популярен, чем в развитых.
ZTE увеличила объем продаж и нарастила долю рынка. Несмотря на приверженность к простым моделям, компания стала игроком на рынке смартфонов, выпустив популярные модели Blade и Racer на базе Android, и собирается во второй половине года начать поставки моделей Libra, Skate и Amigo.
Таблица. Рынок мобильных телефонов во II кв. 2011 г. (млн. штук)
Компания |
Число устройств во II кв. 2011 г. |
Доля рынка во II кв. 2011 г. (%) |
Число устройств во II кв. 2010 г. |
Доля рынка во II кв. 2010 г. (%) |
Изменение (%) |
Nokia |
88,5 |
24,2 |
111,1 |
33,8 |
-20,3 |
Samsung |
70,2 |
19,2 |
63,8 |
19,4 |
10,0 |
LG Electronics |
24,8 |
6,8 |
30,6 |
9,3 |
-18,9 |
Apple |
20,3 |
5,6 |
8,4 |
2,6 |
141,8 |
ZTE |
16,6 |
4,5 |
12,2 |
3,7 |
36,0 |
Другие |
145 |
39,7 |
102,3 |
31,2 |
41,7 |
Всего |
365,4 |
100,0 |
328,4 |
100,0 |
11,3 |
Источник: IDC