Древняя китайская мудрость гласит: «не дай вам Бог жить в эпоху перемен», особенно когда эти перемены сопряжены с экономическим кризисом. Дмитрию Богуну, который всего три месяца назад официально занял пост директора компании SI BIS, довелось познать и первое, и второе. Ему пришлось осуществить «перезапуск» компании и вывести ее из «пике» во время спада экономики и в условиях сложной ситуации в самой SI BIS.

PCWEEK/UE: Дмитрий, с какими трудностями вам пришлось столкнуться как руководителю, который недавно вступил в новую должность?

ДМИТРИЙ БОГУН: Позицию директора я официально занимаю только с 1 апреля 2011 года, но руковожу компанией фактически уже около года. В связи с болезнью основателя компании Андрея Самогулова все управление было полностью передано мне. Наверное, тяжелее всего в этот период было заставить людей поверить в то, что изменения – это не всегда плохо. Главное, чтобы такие перемены были в лучшую сторону – новые возможности, направления, мысли, реорганизация компании. Важно, чтобы люди поверили в новые идеи, в светлые перспективы.

Очень сложно было в самом начале, когда я понимал, что нужно предпринять какие-то шаги, причем быстро, иначе компания могла быстро потерять свои позиции на рынке Украины. Это было действительно тяжелое время –экономический кризис совпал с политическим, происходили значительные изменения в работе финансовых и контролирующих органов. К тому же компанию покинули несколько ведущих специалистов.

До того момента, как мне пришлось стать и.о. генерального директора, я был директором по развитию бизнеса компании, вел проект по созданию коммерческого ЦОД SI BIS.

PCWEEK/UE: Как теперь сложилась судьба проекта по построению ЦОД?

Д. Б.:
На сегодня уже приобретен участок земли под строительство коммерческого датацентра, нами сформирована команда высококлассных специалистов, разработан инвестиционный план, получены все необходимые ресурсы для начала строительства. Проект постепенно воплощается в жизнь. Однако пройдет не менее года, пока центр обработки данных будет введен в действие. Любой проект подобного масштаба требует тщательной проработки и грамотного внедрения, а это в свою очередь требует существенных временных, финансовых и технологических ресурсов.

PCWEEK/UE: Основная задача ЦОД — предоставление коммерческих услуг сторонним заказчикам?

Д. Б.:
Ключевое слово – «услуги». Дело в том, что коммерческие ЦОДы могут предоставлять разный уровень и набор услуг. В нашей стране в них, как правило, продаются «места» – юниты, шкафы, площадь. Наш замысел – продавать «интеллектуальные услуги» — аутсорсинг конкретных бизнес-приложений (internet-banking, SAP, core banking system, сервисы баз данных, CRM) и серверные ресурсы в телекоммуникационных шкафах с подведенным к ним электропитанием, кондиционированием, контролем доступа и т.д.

PCWEEK/UE: Однако конкуренты вас опередили, построив собственный коммерческий ЦОД. Будет ли актуальным ваш центр обработки данных? Ведь спрос не такой большой...

Д. Б.:
Абсолютно верно. Но ведь когда Mercedes выпускает новую модель автомобиля, он же не боится, что BMW еще вчера сделал свою новую модель? Ничего не делать – означает стоять на месте. К тому же, у каждой компании есть свои особенности.

Мы обладаем 15-летним опытом реализации проектов в банковском секторе. Основными пользователями коммерческого ЦОДа в нашей стране являются либо телеком-операторы, либо банковский сектор. Компания SI BIS сотрудничает с ведущими банками Украины, в том числе и с НБУ. На счету компании более 100 интеграционных проектов в банковском секторе, которые направлены, в первую очередь, на интеграцию бизнес-процессов заказчика с информационными технологиями.

Конечно, пока банки боятся отдавать свои информационные системы, приложения, клиентские базы на аутсорсинг. А небольшие компании, для которых база не является настолько важной с точки зрения безопасности, будут готовы уходить в «облака», при этом полностью избавляясь от серверов, систем хранения данных на своих площадях.
Я полагаю, что заказчиками облачных вычислений могут стать как раз небольшие компании.

Я недавно был в Латвии, мне показали реально работающий банк, в штате которого числится всего 15 человек. Все остальные – водители, уборщицы — работают на условиях аутсорсинга. Причем в банке около 6 или 7 отделений, на каждое приходится 2-3 человека. Это один из примеров того, как небольшие компании тоже могут быть клиентами облачных вычислений.

PCWEEK/UE: Ваш коммерческий ЦОД, когда он будет введен в действие, станет совершенно новым направлением для SI BIS. Ведь раньше вы занимались исключительно системной интеграцией и консалтингом…

Д. Б.:
Нельзя сказать, что совершенно новым. На самом деле, одно из наших ключевых направлений деятельности – это построение корпоративных ЦОД для заказчиков.

С одной стороны, мы можем предлагать построение корпоративного ЦОД, используя свой опыт, наработки, проектный офис. С другой стороны, мы можем предлагать коммерческий датацентр как услугу для заказчика. До сих пор идет спор, что выгоднее – строить собственный ЦОД или арендовать вычислительные услуги на стороне. Мы все понимаем, что для банка профильный бизнес – зарабатывание денег на банковских операциях, а построение и обслуживание ЦОД – непрофильное направление. В Европе и Америке давно поняли, что заниматься непрофильным бизнесом невыгодно, поскольку больше теряешь, чем приобретаешь. У нас же в стране ведутся глобальные споры о том, что лучше – иметь свой собственный ЦОД как непрофильный бизнес или воспользоваться услугами аутсорсинговых компаний, которые «собаку съели» на этом бизнесе.

PCWEEK/UE: Расскажите об основных итогах 2010 года. Каким он был для компании?

Д. Б.:
Год был напряженным, тяжелым и при этом очень интересным. Приобретенный в 2010 году опыт сопоставим с пятью годами работы в компании. Все, что мы прошли, и весь тот опыт, который мы получили, - это большой шаг вперед.

Как я уже говорил, в 2010 году из компании ушло несколько ведущих специалситов.
К сожалению, никто из владельцев бизнеса не застрахован от ухода ключевых сотрудников и ТОР-менеджеров.

Оказавшись в подобной ситуации, компания приложила максимум усилий для обновления штата в короткие сроки и повышения его профессиональной компетенции. Несмотря на кризис, бюджет компании на обучение никогда не подлежал сокращению, и даже наоборот – увеличивался. А в течение 2010 года штат технических специалистов значительно расширился, получило развитие направление стажировки и воспитание молодых специалистов.

Мы укрепили свои позиции в секторе промышленности и государственном секторе, что дало о себе знать буквально через полгода. Ведь начали реализовать проекты в тех областях, в которых SI BIS раньше практически не работала. Например, мы реализовали проекты в Государственной Налоговой Администрации Украины, выиграли проект по внедрению решения Servise Desk в «Нефтегаз Украины».

Кроме того, мы наконец-то открыли филиал в Казахстане, поскольку давно намеревались выйти на международный рынок.

PCWEEK/UE: Один из представителей украинских интеграторов как-то отметил, что после наступления кризиса очень изменилась внутренняя среда – остались только крупные системные интеграторы и узкоспециализированные. С вашей точки зрения, как изменилась конкурентная среда за последнее время?

Д. Б.:
На мой взгляд, конкуренция стала намного жестче. За последний год очень много системных интеграторов распалось на несколько компаний. Например, из SI BIS ушел коммерческий директор и создал свою компанию. Кроме того, очень много российских денег влилось в Украину именно в 2010 году. С моей точки зрения, конкуренция – при всех политических иэкономических переменах – стала больше. Я считаю, что сегодня стало сложнее зарабатывать деньги как раз по причине увеличения числа конкурентов.

PCWEEK/UE: Насколько значительными были прирост и смещение клиентской базы за последних пару лет?

Д. Б.:
Мне кажется, что количество заказчиков осталось приблизительно одинаковым. Однако изменилась сумма денег, которую возможно получить от каждого заказчика. В ритейле есть такое понятие как «средний чек» — неважно, сколько пришло людей, важно, сколько денег они оставили в магазине. То же самое и здесь – количество заказчиков осталось прежним, но число проектов изменилось. Денег, которые заказчик готов потратить на ИТ, стало гораздо меньше. Проекты стали более взвешенные и интересные. В 2007-2008 году заказчики просто приобретали что-то новое – программное обеспечение, системы хранения данных, сервера… 2010-2011 гг характеризуются усовершенствованием того, что было куплено ранее, поиском того ПО, которое сможет консолидировать и повысить эффективность того, что уже инсталлировано.

PCWEEK/UE: Какие структурные изменения произошли в компании в 2010 году?

Д. Б.:
Мы сформировали несколько секторов работы с заказчиками. У нас имеются отдельные департаменты, которые работают с государственными предприятиями, промышленным сегментом, банками и ритейлом. Мы поняли, что проекты становятся тяжелее, интереснее, поэтому мы создали проектный офис, который рассматривает проекты с позиции projeсt-менеджеров.

В прошлом году мы выделили сетевое направление и департамент ПО, появилась команда по работе над коммерческим ЦОДом.

PCWEEK/UE: Белоруссия, которая находится рядом, с точки зрения системной интеграции не представляет интереса?

Д. Б.:
Не хочется делать бизнес там, где все очень сильно зависит от мнения государства. Правда, в Казахстане есть аналогичная проблема, но там намного больше денег. Хотя уже сейчас у меня зародилась идея выхода на европейские рынки – там бизнес ведется правильно и честно. Мне очень нравятся Чехия, Словакия – это страны, где нет привязки ни к политике, ни к правящим партиям, там бизнес может развиваться.

PCWEEK/UE: Но ведь Казахстан – это непаханая «целина», а в странах Восточной Европы уже все поделено.

Д. Б.:
Все зависит от специалистов. Если ты обладаешь компетенцией, место тебе найдется везде. Вы правы, в Казахстане еще поле непаханое, но чтобы его пахать надо уметь выкручиваться, а это уже не бизнес. В Чехии – если есть работа, которую ты можешь делать лучше и эффективнее, то ты получишь свою долю рынка.

PCWEEK/UE: Какие прогнозы по развитию ИТ-рынка в нашей стране вы можете дать на этот год?

Д. Б.:
Мы все мечтаем о росте ИТ-рынка, но говорить о том, что будет завтра, практически невозможно. Рынок сейчас слишком неустойчив и зависит от изменений в экономической, финансовой и политической сферах. Хочется, чтобы все было хорошо, но все понимают, что до этого еще слишком далеко.

PCWEEK/UE: Обозначьте задачи, которые лично вы считаете главными. На чем будет сфокусирована работа вашей команды в 2011 году?

Д. Б.:
У нас есть стратегия развития компании на ближайшие 5 лет. Мы четко понимаем, к чему мы стремимся: к уменьшению доли продаж аппаратного обеспечение и к увеличению доли продаж услуг.

Когда мы разрабатывали этот план, 80% нашего заработка составляли продажи коробок, и 20% — продажи услуг. Но время «коробок» уходит. Для того чтобы норма прибыли была выше25-30% мы должны идти в сферу продажи услуг, поэтому наша стратегическая цель – увеличение доли продажи услуг и уменьшение доли коробок. На сегодняшний день это соотношение у нас составляет 67:33. То есть, 67% — это продажа коробок и решений, 33% — это продажи услуг. За последние два года мы смогли из состояния 80:20 перейти в состояние 67:33. По нашему плану, к концу 2012 года мы должны достичь соотношения 60:40, но сейчас каждый процент дается все сложнее.

В соответствии с этой стратегией строится весь наш бизнес. Если мы занимаемся направлением Cisco, то это не продажа оборудования, а продажа услуг. Если мы строим ЦОДы, то основное для нас – предоставление услуг. Только на сервисах сегодня можно реально заработать деньги. Ведь компаний, которые продают коробки, с каждым годом становится все больше, и маржа стремится к нулю.

Вообще, украинским интеграторам немного легче – мы анализируем европейский рынок и понимаем, что все, что происходит там сегодня, будет востребовано в Украине через 3-4 года. Американский и европейский рынок всегда идут чуть впереди, и сейчас предоставления услуг для них – это тренд номер один. Для статистики, в западноевропейских странах тратится около 35-40% бюджета на сервисы, в Польше – около 27%, в России – 16%, в Украине – около 7%. Поэтому, в Украине есть огромный потенциал для наращивания рынка услуг.