Николай Пахомов, занимающий сегодня позицию генерального директора OKI в странах СНГ, работает в компании уже более 15 лет. Мы расспросили г-на Пахомова о тенденциях в сегменте корпоративной печати, основных акцентах OKI в области R&D, а также о том, чем сейчас «дышит» украинский рынок офисной печати и каковы перспективы его развития.

PCWEEK/UE: Прежде всего, хотелось бы узнать, каковы последствия недавних природных катаклизмов в Японии для бизнеса OKI?

НИКОЛАЙ ПАХОМОВ: В целом экономика Японии понесла большой урон в связи с мартовским землетрясением и цунами. И OKI, подобно многим другим японским компаниям, также пострадала от стихии. В префектуре Фукушима, где находится аварийная АЭС «Фукушима-1», расположены некоторые из наших производственных мощностей: технический центр, который занимается разработкой новой продукции, и завод по производству матричных принтеров, предназначенных, в основном, для внутреннего рынка Японии. Кроме того, на данном заводе выпускаются запасные части к нашим принтерам, которые экспортируются в другие страны. Завод физически не пострадал. Первоначально все операции после землетрясения были приостановлены, но уже через несколько дней завод частично возобновил свою работу. Сначала не в полную силу, поскольку функционирование предприятия зависело от электроснабжения. В связи с остановкой работы двух АЭС в стране, естественно, сказывается недостаток электроэнергии, поэтому периодически происходит ее отключение. Более того, энергетическая инфраструктура Японии имеет ряд особенностей, одной из которых является отсутствие внешнего поставщика электроэнергии. При этом существует еще техническая особенность, в силу которой электроэнергия из одной части страны не может быть передана в другую. Поэтому пока проблема с энергоснабжением не будет решена полностью, завод не сможет работать в полную силу.

На данный момент, мы не ощущаем сложностей с поставками запасных частей, поскольку есть так называемые «буферные» склады. Хотя не исключено, что небольшие проблемы могут возникнуть в будущем. С другой стороны, у нас есть заводы в Таиланде, в Китае и в других частях света, поэтому, я думаю, что ущерб должен быть минимальным.

PCWEEK/UE: Поделитесь информацией о финансовых результатах компании в прошлом году. Как они изменились в сравнении с 2009 годом и докризисным периодом?

Н.П.:
Не секрет, что среди европейских стран Украина — одна из наиболее пострадавших от кризиса. В начале периода экономических сложностей в нашей стране объемы продаж значительно уменьшились. Тем не менее, если сравнить показатели финансового 2010 года и 2009 года, то в минувшем году рост продаж в Украине составил 12%. По результатам текущего года мы планируем увеличить продажи еще на 20%. Положительная динамика присутствует однозначно, но пока еще рано говорить о достижении «докризисных» результатов 2007—2008 годов.

Согласно прогнозам аналитического агентства IDC, результаты исследований которого мы используем для анализа рынка, в последующие три года ожидается существенный рост продаж принтерного оборудования только в нескольких странах Европы. Среди них — Россия, Украина, Польша и Турция. Ожидается, например, что эти рынки выйдут или превысят докризисный уровень где-то к 2010 году. Все остальные европейские рынки пока что пребывают скорее в положении стагнации в нашем бизнесе.

PCWEEK/UE: Какие изменения претерпел бизнес печатающих устройств в Украине и в мире в 2010 году, и каким он, по вашим оценкам, будет в 2011 году?

Н.П.:
Если оперировать статистическими данными IDC, в 2010 году существенного роста украинского рынка печатающих устройств в целом не произошло. Начало 2011 тоже пока не внушило оптимизма. Однако был заметен рост сегмент монохромных принтеров и МФУ, в основном, за счет недорогих устройств. Кстати, в России, Украине и Беларуси доля относительно дешевых low-end принтеров значительно выше, чем в западных странах.

PCWEEK/UE: Как изменился спектр предлагаемых печатающих устройств OKI?

Н.П.:
Никаких принципиальных изменений, каким в свое время стало появление полноцветной страничной печати, в спектре нашей продукции не произошло. Компания продолжает работать над усовершенствованием технических характеристик и функций устройств, и, самое важное — над снижением себестоимости печати одной страницы.

PCWEEK/UE: Поделитесь с нами информацией, как распределились по сегментам продажи монохромных, цветных и матричных принтеров OKI в Украине?

Н.П.:
В 2010 календарном году наш бизнес по объему поставленного оборудования в Украину распределился по сегментам в следующем соотношении:
• матричная печать — 23,7%;
• линейно-матричная печать — 0,6%;
• страничная печать
монохромная — 60,7%;
• страничная печать
полноцветная — 15,0%.

PCWEEK/UE: Какую долю занимают в портфеле OKI решения для корпоративного рынка?

Н.П.:
Практически 100%. Создание решений для корпоративных пользователей является сильной стороной OKI. В качестве попытки выхода на рынок устройств для домашней печати мы в свое время пополнили портфель наших решений продуктами начального уровня. Однако данный сегмент никогда не являлся стратегическим направлением компании. Сейчас линейка наших продуктов начинается с сегмента офисных пользователей.

PCWEEK/UE: Вы упоминали, что сегодня в Украине большинство пользователей выбирают монохромные устройства, и именно благодаря этому наблюдается рост их продаж. Какие шаги вы предпринимаете для стимулирования спроса на цветную печать?

Н.П.:
Разница в продвижении и продаже между дорогостоящими технологически совершенными и дешевыми низкоуровневыми устройствами аналогична различиям между стандартными маркетинговыми методиками продаж pull и push. В случае методики pull вы создаете спрос на уровне конечного пользователя — он видит рекламу, приходит в магазин и покупает именно этот принтер.

Push — это методика продвижения продуктов через дилерский канал. Такие продукты не имеет смысла рекламировать, скажем, по телевизору, так как потребитель не станет покупать технологически совершенный и дорогостоящий принтер, просто просмотрев такую рекламу. Вместо этого он обратится за консультацией к компетентному продавцу. Именно по этой причине в нашей компании ведется регулярная работа с дилерским каналом, обучение менеджеров по продажам, причем во время этих тренингов мы делаем упор именно на полноцветную печать.

PCWEEK/UE: В отличие от конкурентов, OKI — едва ли не единственный производитель, который использует линейку светодиодов вместо лазерного луча в рамках электрографической технологии печати.

Н.П.:
Прежде всего, мы далеко не единственная компания, которая использует технологию светодиодной печати. Подобная технология используется, например, в принтерах производства Xerox и Panasoniс. Технология лазерной печати, целый ряд ее компонентов и решений запатентованы, и я думаю, что это является одной из причин того, что OKI в свое время разработала собственную технологию печати — светодиодную. На самом деле, наши первые страничные принтеры использовали лазерный луч для нанесения электростатического заряда на фотобарабан, и только потом в нашей компании был разработан светодиодный вариант. Однако наша технология также надежно защищена патентами и, не исключено, что именно по этой причине ряд других производителей использует пока только лазерную технологию печати для своей продукции.

Светодиодная технология печати имеет целый ряд преимуществ по сравнению с лазерной технологией. Прежде всего, это компактность и простота самого механизма нанесения электростатического заряда на фотобарабан. В лазерных устройствах используется сложная оптико-механическая система, состоящая из вращающих линз и зеркал, которые отвечают за обработку лазерным лучом всей поверхности фотобарабана. Необходимость обеспечить падение луча света под нужным углом в лазерной системе называется проблемой параллакса. Однако подобная проблема отсутствует при использовании светодиодной технологии.

Кроме того, лазерный источник света должен в единицу времени успеть засветить всю линию поверхности барабана. Поэтому для лазерных печатных устройств тяжелее достичь высокой скорости печати без потери качества. На данный момент максимальная скорость печати для лазерных принтеров редко превышает 50—55 стр/мин. Светодиодная технология такого недостатка лишена, поскольку в её случае идёт параллельное срабатывание сразу всей линейки светодиодов, засвечивающий всю линию вдоль барабана. Это позволяет достичь большей скорости вращения барабана при перенесении на него изображения без потери качества печати. На сегодняшний день некоторые светодиодные принтеры печатают со скоростью до 100 страниц в минуту.

PCWEEK/UE: Наша редакция недавно проводила опрос ведущих игроков рынка по печатным устройствам. Многие респонденты полагают, что будущее этого рынка за продажей сервисов печати. Каково видение OKI этой области?

Н.П.:
В области офисной печати в мире сейчас растет спрос на так называемые «управляемые печатные услуги» — Managed Print Services (МРS).

Причина роста популярности МРS заключается в том, что все больше и больше заказчиков не хотят приобретать себе просто оборудование и ставить его на баланс предприятия. Они хотят получить уже конечный результат — отпечатанную страницу. Широкий спектр функций, которые входят в состав МРS, как раз позволяет предоставлять подобные услуги. Очень схематично поясню: вы заключаете контракт с заказчиком, и он платит за количество отпечатанных страниц, не заботясь о покупке расходных материалов. В компании OKI имеется достаточно сложное ПО, которое позволяет пользователю контролировать и оптимизировать печать, определять, где должен стоять принтер, а также помогает рассчитать оптимальную стоимостную составляющую такого проекта.

PCWEEK/UE: Насколько ощущается спрос на МРS в Украине?

Н.П.:
Это новое и перспективное направление. Пока что ни в одной стране мира доля МРS не достигла даже 50% от общего объема продаж, хотя в некоторых регионах этот показатель уже составляет от 10% до 20% процентов. Однако в России и Украине этот вид услуг пока что развивается очень слабо, хотя заметны определенные четкие тенденции. Например, ряд крупных российских компаний, банков уже перешел полностью или частично на МРS: они не покупают принтеры, но приобретают услуги.

PCWEEK/UE: Расскажите о краткосрочных и долгосрочных перспективах производства печатной техники. Куда в первую очередь планируете направить инвестиции?

Н.П.: Глобально компания в первую очередь планирует сфокусировать усилия на MPS и инвестировать в дальнейшее развитие услуг в этой области. Кроме того, приоритетом по-прежнему остается развитие сегмента полноцветной печати. В то же время, существует и ряд других проектов, например, по развитию сегментов устройств монохромной печати для отдельных регионов мирового рынка, в том числе — стран СНГ.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Николай Пахомов родился 20 октября 1954 года в г.Киеве.
ОБРАЗОВАНИЕ:
окончил Киевский инженерно-строительный институт (КИСИ), работал в одном из киевских НИИ. В 1993—1994 гг. выполнил ряд рыночных исследований для компании OKI Europe.
ИТ-КАРЬЕРА:
С 1994 года является представителем OKI в Украине, с 1996 года — директором открывшегося представительства компании в Украине. В 1995 г. организовал партнерскую сеть в Беларуси, а в 1996 — в Молдове. С этого времени — директор OKI в Украине, Беларуси и Молдове. С 2005 года — генеральный директор в странах СНГ, а с 2010 — генеральный директор открывшейся торговой компании ООО «Оки Системс Рус» (Россия).