Канал традиционно играет определяющую роль в развитии бизнеса любой компании на ИТ-рынке. Крупнейший поставщик аппаратных платформ для самых разнообразных типов устройств корпорация Intel, наверное, особенно хорошо сознает справедливость этого утверждения. Вынесенное в эпиграф расхожее выражение хоть и носит отчасти несерьезный характер, очень четко обозначает важность участия локальных партнеров в доставке и адаптации с учетом местной специфики, на первый взгляд, одинаковых по своей сути продуктов и решений до конечного потребителя.

Для партнеров высшего уровня полупроводниковый гигант на ежегодной основе проводит Intel Solutions Summit (ISS), каждый раз избирая новое место встречи и обмена идеями. В нынешнем году мероприятие для региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) проходило в период с 12 по 15 апреля в Барселоне — крупнейшем промышленном и торговом центре Испании. Возможно, такое совпадение не случайно.

Будущее начинается с CCIB

На несколько дней ставший местом проведения партнерской конференции Centre de Convenciones Internacional de Barcelona считается одним из самых крупных в Европе. Конечно, американские Moscone Convention Center South и West в СанФранциско, поочередно принимающие IDF (Intel Developers Forum) и многие другие не менее известные в индустрии мероприятия, по размерам впечатляют не меньше. Но уникальной отличительной особенностью ISS в CCIB стала его технологичность, ощутить которую в полной мере смог каждый участник.

Если театр начинается с вешалки, то будущее на ISS начинается с процедуры регистрации участников. Собственно, ничего особенного, если бы не одна деталь: каждого вновь прибывшего фотографируют и наряду с раздаточными материалами выдают необычное мобильное устройство. SpotMe, так называется гаджет, по размерам больше смартфона, но меньше планшета, оснащен ЖК-дисплеем и клавиатурой для ввода текста и имеет незамысловатый интуитивно понятный интерфейс. Его главное назначение помочь быстро наладить коммуникации между участниками конференции. В радиусе нескольких метров SpotMe позволяет «опознавать» других владельцев своих собратьев и предоставлять о них краткую информацию (имя, фамилию, должность фото). При желании установить личный контакт не составляет труда обменяться SMS или контактной информацией. Персонализированная программа посещений сессий, расписание встреч, детальный план расположения комнат здания по этажам, полный список участников конференции — вся эта полезная информация находилась в SpotMe. В общем, никаких лишних бумаг.

Знакомство с по-настоящему высокими технологиями продолжилось во время докладов спикеров. SpotMe использовался в роли пульта для голосования, результаты немедленно выводились на большой экран для всеобщего обозрения, а определявшийся методом случайного поиска счастливчик в качестве приза получал нетбук. Просто и со вкусом.

Еще больше сюрпризов участников ISS 2011 ждало на Showcase — выставке решений от самой Intel, вендоровпартнеров и локальных сборщиков. Отдельного упоминания заслуживает терминал для демонстрации известных конструкторов Lego. Внешне он мало отличается от привычного терминала для пополнения счета мобильных операторов, но выполняет иную функцию. Достаточно к нему подойти с коробкой Lego, как на экране отображается анимационное изображение готового изделия, которое можно собрать. Причем его проекция напрямую зависит от реального расположения конструктора в пространстве, получается своего рода эффект зеркального отображения. Это нужно видеть, без преувеличения эффект завораживающий.

Showcase — это еще и традиционное место встречи локальных партнеров с представителями Intel и другими производителями. Здесь есть возможность завести новые деловые контакты и просто приятно провести время в неформальной беседе с коллегами за бокалом пива. Примечательно, что принимающие участие в ISS топ-менеджеры Intel обязательные гости выставки решений. «Доступ к телу» есть у всех желающих.

Мы старый мир разрушим…

Пример с терминалом показателен еще и потому, что представленная в рамках ISS партнерская программа Intel Technology Provider, по сути, является ответом на растущее проникновение компьютерных технологий в самые различные области повседневной жизни и неизбежно связанные с этим трансформации в бизнес-моделях локальных ИТ-компаний. Новая программа не делает различий между партнерами и в одинаковой мере позволяет извлекать выгоды от участия в ней реселлерам, VAD-дистрибуторам и интеграторам. По словам Морица Тикельмана (Maurits Tichelman), директора по продажам и дистрибуции Intel в регионе ЕМЕА, в некотором роде ее можно рассматривать в качестве эволюционного этапа развития предыдущей Intel Channel Partner Program. Новая партнерская программа Intel предполагает три уровня участия:

• Registered Partner
Начальный уровень партнерства дает возможность получить доступ к материалам закрытой зоны веб-сайта Intel Reseller Center, оформить подписку на электронную рассылку и пройти бесплатные онлайновые тренинги по продуктам и решениям корпорации.

• Gold Partner
Золотой статус позволяет не только продемонстрировать клиентам тесные партнерские связи с Intel и высокий уровень компетенции, но и получить право на расширенную поддержку со стороны вендора. В нее входит участие в тренингах, мероприятиях для канала, предоставление инструментария для продаж и компенсаций.

• Platinum Partner
Название платинового статуса говорит само за себя: предполагается, что удостоенные этого высокого звания партнеры имеют выдающиеся достижения в продвижении решений Intel и обладают исключительной технической экспертизой. Последнее не пустые слова, многообразие необычных концепций и готовых продуктов для конечных потребителей на ISS поражало самое смелое воображение. В качестве компенсации Intel предлагает доступ к максимальному пакету опций Standard Benefits, а в Мориц Тикельман считает, что роль реселлеров в ИТ-канале будет возрастать Грег Пирсон: «Мобильные решения — основной приоритет развития ИТ-отрасли» случае выполнения намеченного объема продаж — к некоторым опциям Enhanced Benefits.
Детально с нюансами новой партнерской программы Intel можно ознакомиться на сайтах www.inteltechnologyprovider.com и www.intel.com/cd/channel/reseller/emea/rus/ membership/. Ее основные отличия от предыдущих легко читаются в самом названии Technology Provider — повышению уровня технической подготовки партнеров Intel намерена уделять самое пристальное внимание. И не удивительно, ведь зачастую банальной сборкой ПК уже не обойтись, пользователей все больше интересуют изощренные мобильные устройства, набирают популярность встраиваемые решения, системы infotainment и проч. Теперь для партнеров обязательно наличие в штате специалистов, прошедших обучающие курсы Intel (минимум, трех — для статуса Gold, шести — для Platinum).

По информации сайта premierlocator. intel.com список премьер-партнеров Intel в Украине насчитывает 19 компаний. С представителями многих из них PCWeek/UE удалось повстречаться непосредственно в ходе конференции и поговорить о планах развития бизнеса. В целом они схожи и предполагают, в первую очередь, расширение портфеля предлагаемых продуктов. В частности, Александр Костюк, директор департамента производства «Навигатор» (самый крупный сборщик ПК в нашей стране), пообещал, что вскоре к ноутбукам Impression и планшетам ImPad добавятся другие виды устройств. Какие именно пока назвать отказался.

Точки роста

Конференция в Барселоне открылась очень позитивно, и причиной тому не только великолепная погода и мягкий средиземноморский климат Каталонии. Intel объявила о впечатляющем росте продаж сразу по целому ряду направлений (см. табл. 2), и хотя сравнение идет с кризисным 2009 годом, цифры все равно выглядят впечатляюще. Безусловно, во многом это заслуга партнеров, но и сам рынок меняется в выгодном для Intel направлении. Чего только стоит наблюдающийся в последнее время взрывной рост популярности смартфонов и планшетов, который неизбежно влечет за собой необходимость наращивания инфраструктурных вычислительных мощностей на стороне провайдеров интернета и операторов связи. Грег Пирсон (Greg Pearson), вице-президент Intel и генеральный директор подразделения World Wide Sales & Operations Group, приводит цифры, в которые трудно поверить. Всего за один день человечество на Земном шаре просматривает 9 млрд страниц в Facebook, 28 млн русскоязычных страниц в сети «В Контакте», почти 500 млн видеороликов и совершает 23 млн звонков в Skype. А ведь перечислены лишь несколько самых популярных сервисов и то без учета создаваемого контента. Надо ли говорить, какие вычислительные мощности необходимы для обслуживания этого невероятного количества запросов.

Их объем примерно можно оценить, если обратиться к докладу Кирка Скогена (Kirk Skaugen), вице-президента Intel и генерального директора подразделения Data Center Group. По его оценкам, в 2010 году суммарный объем интернет-трафика достиг астрономической величины в 245 Эб (экзабайт или 1018 байт). Еще более показательна динамика роста по сравнению с 2009 годом — она составила примерно 63%. Основным драйвером выступают мобильные устройства, операторы создали все необходимые предпосылки для их массового распространения, обеспечив на сегодняшний день покрытие над 90% суши. Статистика Facebook говорит сама за себя: в среднем каждая третья страница в этой сети открывается со смартфона. Не случайно презентация ключевой фигуры ISS — Кристиана Моралеса (Christian Morales), вице-президента Intel и генерального директора в регионе ЕМЕА, — носила вынесенное нами в заголовок материала символичное название World of Opportunities. В самом деле, возможностей по развитию бизнеса у Intel и ее партнеров на фоне обозначившихся на рынке тенденций предостаточно.


Особенно привлекательно они выглядят, если с языка технологий перейти на гораздо более понятный язык финансов. Ни много, ни мало, в 2015 году Intel нацеливается на пирог размером в 2,7 млрд долл., и что интересно, примерно треть его составят доходы от продаж платформ для построения смартфонов. ПК и ноутбукам придется довольствоваться лишь вторым (!) местом с объемом около 700 млн долл. Нельзя сбрасывать со счетов встраиваемые системы и интеллектуальные телевизоры — это еще примерно треть пирога. Планшетам и нетбукам остается роль нишевых продуктов.,

Как бы там ни было в будущем, но пока львиную долю доходов Intel все же получает в сегменте ПК и ноутбуков, который по прогнозам аналитиков продолжит рост на уровне 5% вплоть до 2015 года (дальше, очевидно, заглянуть сложно). Другое дело, что ситуация может сильно отличаться не только в отдельных регионах, но даже странах — об этом наглядно свидетельствуют данные исследовательской компании Context, занятой изучением доходности в канале. Например, если в Германии и Великобритании доходы дистрибуторов в 2010 году выросли на 8,8% и 5,7% соответственно, то в Испании, наоборот, зафиксировано рекордное падение на уровне 26,5%. Всему виной неблагоприятная экономическая ситуация — утверждает Джереми Дэвис (Jeremy Davies), один из основателей и генеральный директор Context.