Учебный «Центр Знаний» проводит обучение как обычных сотрудников — системных администраторов, программистов, рядовых пользователей, — так и ИТ-руководителей. Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, еще в прошлом году ему удалось не только выйти на докризисные объемы 2008 года, но и превзойти их. Директор «Центра Знаний» Игорь Закалов делится с PCWeek/ UE секретами успешного ведения бизнеса и рассказывает о новых направлениях деятельности.

PCWeek/UE: Игорь, разразившийся пару лет назад финансовый кризис оказал существенное влияние на рынок ИТ в целом. Очевидно, учебные центры тоже вынуждены были внести коррективы в свою деятельность?

ИГОРЬ ЗАКАЛОВ:
Да, несомненно. В связи с кризисной ситуацией, «Центр Знаний» не был исключением, и нам тоже пришлось внести некоторые коррективы в свою деятельность.
Во-первых, мы пересмотрели продуктовую стратегию, в результате чего убрали тренинги, которые пользовались с наименьшим спросом, из перечня курсов и сфокусировались на продажах более востребованных курсов. Например, одними из таких актуальных для рынка курсов стали тренинги по ITIL — спрос на них вырос на 30% не только в Украине, но и во всех остальных филиалах «Центра Знаний». Во-вторых, была пересмотрена ценовая политика: «Центр Знаний» начал проводить различные акции для клиентов, разработал около 50 новых авторских программ, совмещающих несколько различных курсов. Эти программы позволили нашим заказчикам не только сэкономить денежные средства на обучение, но и сократить временные затраты. В-третьих, «Центр Знаний» оптимизировал внутренние процессы, направленные на повышение эффективности работы каждого сотрудника.
Кризис послужил для нас мощным стимулом для развития и выхода на новые рынки. Учитывая тот факт, что на рынке Украины объемы сократились вдвое, а «Центр Знаний» стремился сохранить и сотрудников, и компетенции, и объемы продаж, мы вышли на зарубежные рынки, и это позволило нам за год вернуться к объему продаж 2009 года, а в следующем — превысить объемы докризисного, 2008 года.

PCWeek/UE: Расскажите о направлениях деятельности вашего Центра. Чем продиктован выбор курсов и направлений подготовки специалистов?

И.З.: Одним из приоритетных направлений является обучение технологиям Cisco, и здесь «Центр Знаний» является безусловным лидером на рынках Украины и стран СНГ благодаря своему высокому статусу, уровню компетенций, мощной лабораторной базе и команде квалифицированных тренеров. Мы проводим обучение по всем продуктам Cisco.

Вторым направлением является Microsoft. Высший статус и лучшие тренеры помогли Центру стать признанным и нашими клиентами, и компанией Microsoft. Мы провели много мероприятий для представительства Microsoft в Украине и других странах.

Среди прочих направлений курсы по всевозможным Unix-системам (Linux, Red Hat, Free BSD, Sun Solaris, HP Unix) и тренинги по администрированию баз данных Oracle. Также в Центре существует отдельное направление для руководителей — курсы ITIL и Cobit, тренинги по проектному менеджменту. В прошлом году «Центр Знаний» открыл новое направление, благодаря которому сотрудники компаний-интеграторов получили знания, как правильно продавать современные технологии и решения. С начала 2011 года мы проводим тренинги по технологиям виртуализации VMware. Мы единственные предоставляем комплексные услуги по развитию персонала в рамках программы Центра «Знания для бизнеса».

Центр активно вовлечен в социальную деятельность, являясь партнером и организатором различных олимпиад и соревнований. Мы реализовываем социальные проекты по обучению студентов, например, «Путь к успеху» в Украине, «START UP» в Азербайджане.

PCWeek/UE: В чем выражается сотрудничество вашего учебного центра с компанией «Инком»?

И.З.:
«Инком» является учредителем нашего бизнеса. Выгода от сотрудничества с нами для компании «Инком» состоит в первую очередь в том, что она помимо прочего может предложить клиенту качественное обучение ИТ-специалистов. Для заказчика это является серьезным конкурентным преимуществом.

Также наше сотрудничество помогает Центру расширять каналы сбыта и увеличивать объемы продаж. При этом преградой для развития бизнеса предстает вероятность того, что явные конкуренты компании «Инком» могут отказываться покупать услуги обучения в ее учебном центре. Тем не менее, мы всегда стараемся заверить клиентов в том, что «Центр Знаний» предоставляет только обучение, и факт утечки информации просто исключен. Обучение у нас не принесет никакого вреда бизнесу.

PCWeek/UE: В чем вы видите уникальность своих методик и подходов к образовательному процессу? Каким образом вы стремитесь готовить специалистов высокого класса?

И.З.:
В «Центре Знаний» существует уникальная программа на территории СНГ — «Знания для бизнеса», представляющая собой комплексный подход в развитии персонала компании. Она включает в себя все необходимые этапы ¾ от проведения аудита компании (определение бизнес-целей, задач отдельных подразделений), тестирования, анализа соответствия текущих компетенций сотрудников и их ролей до последующей разработки программ развития этих компетенций, внедрения программ, проведения обучения, анализа качества обучения путем проведения повторных тестирований; а также проведения повторного аудита на предмет изменения ключевых показателей эффективности работы подразделения или компании в целом.

Уникальность методики заключается в том, что такой подход позволяет заказчикам измерять эффективность проводимых тренингов и обосновывать затраты на развитие персонала.

«Центр Знаний» предоставляет нашим инструкторам все условия для развития: мы отправляем их на тренинги повышения квалификации и создаваем собственные лаборатории, где тренеры могут получить практические навыки.

PCWeek/UE: Вы считаете, государство должно предпринимать какие-либо шаги в направлении реформирования образовательной системы с целью повышения уровня квалификации выпускников ИТ-специальностей? Или в любом случае без специализированных учебных не обойтись?

И.З.: Естественно, без специализированных учебных центров не обойтись, поскольку такое количество направлений, программ и курсов, которое предлагает специализированный учебный центр, просто невозможно вместить ни в одну учебную программу вузов. Учитывая, что курсы и тренинги постоянно совершенствуются, модернизируются, так как каждый год выходят новые версии различных программ, вузы не могут дать полноценное обучение молодым специалистам. Менять учебные программы в вузах несколько раз в год просто невозможно.

Но государство обязано предпринимать шаги по реформированию системы ИТ-образования. Должны быть дотации для того, чтобы преподаватели могли проходить обучение в специализированных учебных центрах и повышать свою квалификацию; студенты должны иметь возможность проходить обучение не только в вузах, но и в специализированных учебных центрах. В «Центре Знаний» действует специальная программа «Путь к успеху», позволяющая студентам проходить курсы и тренинги на льготных условиях.

PCWeek/UE: Где вы находите преподавателей? Взращиваете внутри организации, переманиваете специалистов с опытом работы из других компаний, приглашаете из-за рубежа?

И.З.:
Все методы хороши. Мы берем в штат специалистов из-за границы, но крайне редко — в основном, в «Центре Знаний» работают украинские специалисты.

Некоторых преподавателей мы готовим из специалистов, имеющих практический опыт работы в различных ИТ-компаниях. Также мы берем в штат молодых специалистов, вчерашних студентов, занимаемся их подготовкой, развитием до уровня профессиональных инструкторов. «Центр Знаний» не переманивает тренеров — их попросту неоткуда переманить.

PCWeek/UE: Приведите пример реальной истории успеха, когда обучение в вашем центре принесло специалисту реальную добавочную стоимость, дало возможность сделать очередной шаг в карьерной лестнице? Возможно, кто-либо из сегодняшних ИТ-директоров вчера заканчивал курсы вашего центра?

И.З.:
Таких примеров бесчисленное множество, так как ИТ-директора в большинстве компаний проходили обучение у нас. Некоторые, в прошлом сотрудники «Центра Знаний», сейчас занимают высокие должности в представительствах Cisco, Microsoft в Украине и за рубежом. Многие администраторы, начальники отделов крупных компаний приходили к нам, будучи еще студентами.

PCWeek/UE: Многие технические вузы сейчас в той или иной степени вовлечены или вовлекаются в совместные программы с крупными западными корпорациями (Cisco, Intel, Microsoft), нацеленные на подготовку специалистов в ИТ-сфере. Как вы оцениваете их эффективность с точки зрения подготовки квалифицированных кадров?

И.З.:
Такие корпорации вносят огромный вклад в процесс развития ИТпрофессионалов тем, что знакомят студентов со своей деятельностью и технологиями. К примеру, я начинал карьеру начался с Сетевой Академии Cisco, учеба в которой подтолкнула меня стать экспертом в области технологий Cisco. Однако такие программы не могут сделать из студентов профессионалов, так как в академических программах отсутствуют направления углубленного изучения дисциплин и тренинги — студенты получают лишь базовые знания. Более того, для профессионального обучения необходимо высокотехнологическое оборудование, которое есть только в специализированных центрах.

PCWeek/UE: Поделитесь планами по развитию учебного центра и образовательных программ в текущем году.

И.З.:
В 2011 году «Центр Знаний» планирует открывать новые направления и курсы, при этом мы продолжим развивать существующие направления. Компания Cisco меняет программу сертификации партнеров, поэтому мы планируем в этом году получить две специализации из трех — Borderless Network и Collaboration, а в будущем — и Datacenters.

С начала этого года Центр уже успел сертифицировать своего инструктора и первым в СНГ провести курсы по обновленной голосовой линейке Cisco. Мы открываем Институт предпринимательства Cisco с целью обучения руководителей знаниям и навыкам, необходимым для эффективного ведения бизнеса. «Центр Знаний» инвестирует около $700 000 в построение собственного датацентра для проведения тренингов по технологиям виртуализации.

Также мы примем непосредственное участие в активном развитии ИТобразования в Украине, совместно с ведущими вузами. Уже сейчас стартуют пилотные образовательные проекты.