De Novo, едва закончив строительство современного ЦОД, уже готовит новый инвестиционный проект. Почему компания решила заняться построением собственного «облака» и как она собирается это делать?
В 2010 году мы удивили рынок строительством крупного ЦОДа. Наш второй инвестиционный проект, который мы намерены вынести на обсуждение на ближайшем совете директоров, будет связан с построением «облака». Он заключается в построении облачной инфраструктуры для оказания заказчикам услуги «Инфраструктура как Сервис» (Infrastructure as a Service). На первом – пилотном – этапе этого проекта мы хотим построить небольшое «облако» для проверки наших предположений о потенциале рынка. Сейчас эти предположения говорят, что, во-первых, рынок не особо большой, но, тем не менее, он есть. Во-вторых, рынок находится на самой ранней стадии своего развития, и это связано, в том числе, и с уровнем понимания нашими заказчиками сути предлагаемой услуги: в чем выгоды, узкие места, какую экономию может давать сервис и так далее.
Теоретически, на уровне бумажки проект в целом описать очень сложно или даже невозможно именно потому, что никто ничего подобного еще не видел. И нам, как исполнителям, и клиентам надо дать попробовать «облако» на вкус. Для этого мы будем делать пилот. Дальше за пилотом идет целая серия стадий – их может быть больше или меньше, в зависимости от того, как будет расти рынок. Может, «пилотом» все и закончится, и мы будем вынуждены признать, что украинский рынок не созрел для таких проектов, а может, мы увидим взрывной рост рынка, и тогда проект будет соответственно расширяться. Коридор инвестиций в таком случае может отличаться на порядок.
Размер инвестиций для «пилота»
Однако, $1 млн – это лишь первый этап, дальше могут последовать еще большие инвестиции. «Пилот» позволит нам увидеть наши узкие места, отработать схемы и принципы, и самое главное – процедуру управления и взаимодействия с клиентом. Важно понять: как предоставлять сервис, как контролировать его качество, как взаимодействовать с потребителем, как решать внутренние проблемы контроля. Самое сложное нас ждет на уровне процессов, а не инсталляции оборудования.
Сложности в управлении
Нам предстоит выбрать одну из платформ управления ресурсами и придется создать группу эксплуатации – это раз. На втором или третьем этапе придется внедрять биллинговую систему и создавать портал самообслуживания. Конечно, можно вручную нарезать и включать мощности, особенно для корпоративного заказчика. Но отсутствие системы самообслуживания и свободной настройки сервиса ограничит число клиентов. Так можно работать с тремя-четырьмя заказчиками, а с десятью уже начнутся проблемы. Будет трудно успевать – сыграет тот самый человеческий фактор. Для того чтобы этого избежать, нужно вводить автоматизированные системы. Дело это не быстрое, к тому же экспертов, готовых их организовать за разумные деньги, не так уж и много. Поэтому придется учиться делать это самим, но базовая услуга в это время будет существовать.
Что касается функциональности биллинга, то фактически я представил бы это в виде портала, на который клиент сможет зайти, выбрать себе определенный набор вычислительных мощностей, узнать, сколько это стоит, заказать, а в конце месяца получит счет, который нужно оплатить. Это дает очень большую гибкость ИT-службе – не надо согласовывать каждое подключение. Вот в чем, собственно, я вижу преимущество по сравнению со сдачей в аренду физических серверов.
На сегодня вопрос того, какие мощности мы сможем предложить изначально, еще обсуждается. Пока что существуют различные варианты и конечный план спецификаций не утвержден. Подозреваю, что будет порядка 3-4 стоек с серверным оборудованием и системами хранения данных. Спецификацию последнего как раз сейчас прорабатывают архитекторы.
Есть идея вывести на рынок порядка трех тысяч виртуальных машин. Они могут быть проданы как одна громадная виртуальная машина или как 3 тысячи, но в такие краевые варианты, я, конечно, не очень верю. Мы, очевидно, выберем атомарную дискретную единицу – размер одной виртуальной машины – какое-то определенное количество гигагерц, памяти и так далее. Затем его можно масштабировать под нужды заказчика. С этим и связана необходимость построения достаточно крупного блока – нам нужна эластичность проекта, возможность растягивать его под клиента. На маленьком «пилоте» сделать это и выявить все технологически узкие и сильные места практически невозможно.
Изначально мы планируем запустить пилот в середине 2011 года, хотя, скорее всего, наши планы сместятся на вторую половину года.
Итоги «пилота»
В то же время, есть явно позитивные тренды, которые мы видим на переговорах с клиентами. Я остаюсь при мнении, что, планируя какие-то будущие проекты, в определенный момент оказываешься в точке, когда у тебя есть только один способ проверить – попробовать сделать. Надо проводить эксперимент, сеть экспериментов, и смотреть, что получится. Ведь негативный результат – тоже результат. De Novo обладает определенной спецификой по сравнению с большинством компаний на украинском рынке. У нас, в общем-то, и вариантов других нет, кроме как пробовать что-то новое. Остановки на этом пути приведут нас к негативным последствиям, ведь выживание молодой компании заключается в постоянном движении вперед.