По данным компании IDC, общемировые поставки периферийных печатающих устройств* в 4-м квартале 2010 г. превысили 36,5 млн штук (на 7% больше, чем за аналогичный период 2009 г.), что является лучшим показателем с конца 2007 г. Основным трендом мирового рынка hardcopy было продолжение экспансии многофункциональных устройств, которые в 4-м квартале заняли 67% рынка, увеличив свою долю на 4% по сравнению с предыдущим кварталом.

По мнению аналитиков компании, худшие времена для hardcopy уже позади и рынок должен вернуться к своему нормальному развитию. Напомним, что, по сути, рынок пошел на поправку со 2-го квартала 2010 г.

При этом в 2011 г. продолжится медленное, но устойчивое восстановление рынка, которое, однако, не будет одинаковым в разных его сегментах и регионах мира. Наиболее высокие темпы ожидаются в развивающихся странах, в то время как в регионах с развитой экономикой они будут более умеренными.

На долю трех ведущих производителей — Canon, HP и Epson — в 4-м квартале 2010 г. пришлось более 75% всех поставленных устройств, при этом наибольшие темпы роста за год (10%) демонстрировала компания HP, в то время как у Canon этот показатель составил 5%, а у Epson — 2% (см. табл. 1).

Таблица 1. Общемировые поставки периферийных печатающих устройств и рыночные доли ведущих вендоров, Q4’2010

Вендоры

Q4’10 штук

Q4’10 рыночная доля

Q4’09 штук

Q4’09 рыночная доля

Рост Q4’10/Q4’09

1. HP

15,531,340

42.5%

14,099,688

41.4%

10%

2. Canon

6,869,425

18.8%

6,563,098

19.3%

5%

3. Epson

5,535,657

15.2%

5,428,887

16.0%

2%

4. Brother

1,845,213

5.1%

1,708,693

5.0%

8%

5. Samsung

1,749,353

4.8%

1,700,184

5.0%

3%

Другие

5,006,691

13.7%

4,518,895

13.3%

11%

Всего

36,537,679

100.0%

34,019,445

100.0%

7%

Источник: IDC, март 2011

У компании HP положительная динамика продаж наблюдалась во всех регионах, кроме Западной Европы.

Технологическая структура рынка

Струйные устройства, которых было поставлено около 24,5 млн шт., остаются доминирующей категорией печатающих устройств, занимая 67% рынка. Максимальный рост продаж струйников наблюдался в странах Латинской Америки (+16%), в то время как на Ближнем Востоке и азиатско-тихоокеанском (кроме Японии) регионах отмечено снижение поставок.

Во всех регионах наибольшими темпами росли поставки лазерных устройств (лидировали страны Латинской Америки — 35%, а также Центральной и Восточной Европы), которых в общей сложности было продано около 11 млн шт.

Монохромные устройства составили 83% лазерного рынка (в 4-м квартале их поставлено 9 млн шт.), при этом большая часть поставок (около 5,6 млн шт.) пришлась на принтеры, которые, несмотря на непрекращающуюся экспансию МФУ, остаются самым многочисленным типом печатающего устройства в офисе.

В 4-м квартале было продано свыше 1,8 млн цветных лазерных устройств, что на 10% больше, чем годом раньше. В целом по рынку лазерных устройств они составили 17% поставок, при этом доля МФУ в цветном сегменте увеличилась по сравнению с 3-м кварталом на 2 пункта, достигнув 48%.

Позиции вендоров

Компания HP доминирует на рынке, поставив в 4-м квартале свыше 15,5 млн устройств, что является ее лучшим показателем с последнего квартала 2007 г. Вендор демонстрировал и самую высокую среди пятерки лидеров динамику поставок — 10% в годовом исчислении, увеличив свою рыночную долю на 2% (до 42,5%). В целом за год поставки лидера выросли на 15,6%, что на 4% выше среднерыночных темпов роста.

Компания Canon оказалась на втором месте со значительным отставанием от лидера, поставив в 4-м квартале 6,9 млн устройств и заняв 18,8% рынка (такая же рыночная доля была у Canon год назад). При этом данный квартал стал для Canon самым успешным. За весь 2010 г. поставки Canon выросли на 7,5%.

Третье место по итогам 4-го квартала заняла компания Epson, поставив свыше 5,5 млн устройств, что на 2% больше, чем в конце 2009 г. В целом за год продажи вендора возросли на 9,7%, причем наибольших успехов компания добилась в США, Канаде и странах Латинской Америки.

Компания Brother в последнем квартале 2010 г. поднялась на 4- место, оттеснив Samsung на одну позицию вниз. Объем поставок вендора вырос по сравнению с последним кварталом 2009 г. в целом на 8%, составив около 2 млн шт., причем основной вклад внесли лазерные устройства (рост на 16%). В целом за год поставки Brother возросли на 5,5%.

Несмотря на самый высокий уровень поставок в 1,7 млн шт. в 4-м квартале, достигнутый компанией Samsung за весь период присутствия на рынке, вендор в этот период занял только пятое место с рыночной долей 4,8%.

В то же время по темпам роста в целом за 2010 г. (28,2%) Samsung намного опередила рынок и по итогам года компания заняла четвертую позицию, а Brother — пятую (см. табл. 2).

Таблица 2. Общемировые поставки периферийных печатающих устройств и рыночные доли ведущих вендоров, 2010 г.

Вендоры

2010 г. штук

2010 г. рыночная доля

2009 г. штук

2009 г. рыночная доля

Рост 2010/2009

1. HP

52,740,770

42.1%

45,634,488

40.8%

15.6%

2. Canon

22,653,082

18.1%

21,077,887

18.9%

7.5%

3. Epson

18,269,836

14.6%

16,657,618

14.9%

9.7%

4. Samsung

6,891,155

5.5%

5,373,732

4.8%

28.2%

5. Brother

6,714,144

5.4%

6,366,899

5.7%

5.5%

Другие

17,950,746

14.3%

16,621,517

14.9%

8.0%

Всего

125,219,733

100.0%

111,732,141

100.0%

12.1%

Источник: IDC, март 2011

*Примечание: устройства рынка hardcopy включают принтеры, многофункциональные устройства на базе принтеров (МФУ) и однофункциональные цифровые копиры (SF DC).