Исследование европейского рынка мобильных телефонов, недавно опубликованное аналитической фирмой IDC, показывает, что в 4-м квартале 2010 г. объем продаж всех мобильных телефонов в Западной Европе в годовом измерении вырос на 3,2%, до 58,7 млн устройств. При этом продажи смартфонов превысили все ожидания, увеличившись за этот период почти на 100%, и составили 25,6 млн шт., т. е. 44% от суммарного объема продаж всех мобильных телефонов за 4-й квартал. В то же время продажи традиционных мобильных телефонов снизились на 24,8% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составили всего 33,1 млн устройств.

Европейские операторы мобильной связи в основном строят свою маркетинговую политику на устройствах с ОС Android (Google) производства разных компаний, от HTC и Sony Ericsson до Samsung, а также на смартфонах Apple iPhone 4. Именно эти действия операторов, по мнению аналитиков IDC, обеспечили такой всплеск продаж платформы Android — до 7,9 млрд устройств, тогда как годом ранее объем продаж составлял всего 470 тыс., т. е. годовой прирост оказался более 1580%. Увеличение объема продаж платформы iOS в 4 квартале 2010 г. составило 66% , а новой платформы Microsoft Windows Phone 7 — всего 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Последний квартал 2010 г. указывает на тенденцию 2011 г. западноевропейского рынка мобильных устройств: доминирование смартфонов при лидерстве платформы Android. Доля рынка этой платформы выросла с 4 до 31% менее чем за год, констатирует IDC, что позволяет прогнозировать среднегодовые темпы роста в период 2010-2015 гг. на уровне 37%. По мнению аналитиков, с такими темпами роста Android станет лидером как по сравнению с общим темпом роста рынка мобильных устройств, так и по отношению к своему ближайшему конкуренту — платформе Apple iOS.

Региональным лидером остается Nokia, несмотря на снижение объема продаж на 11% до 19,6 млн устройств в 4-м квартале2010 г. Ее доля рынка снизилась с 39% в 4 кв. 2009 г. до 33% в 4-м квартале 2010 г., но, скорее всего, из-за 22% -ного снижения продаж обычных телефонов и недостаточного внимания компании к смартфонам, несмотря на успехи ее флагманской модели Nokia 8.

Хотя смартфоны Samsung достаточно популярны, но их 13%-ный рост продаж не смог компенсировать снижения спроса на обычные телефоны этого производителя, поэтому общее снижение продаж по сравнению с предыдущим годом составило 2% (см. табл. 1). Модель Galaxy S занимает первые места в топах продаж в большинстве стран мира и является прямым конкурентом iPhone4.

Таблица 1. Первая пятерка поставщиков мобильных устройств в Западной Европе (по суммарному количеству смартфонов и обычных телефонов, в млн шт.)

Производитель

4Q10 объем продаж

4Q10 Доля рынка

4Q09 объем продаж

4Q09 Доля рынка

Изменение за период 4Q10/4Q09

1. Nokia

19.6

33%

22.0

39%

-11%

2. Samsung

15.6

27%

15.9

28%

-2%

3. Apple

5.2

9%

3.1

6%

66%

4. Sony Ericsson

4.2

7%

5.0

9%

-15%

5. Research in Motion

3.8

7%

2.3

4%

67%

Другие

10.3

17%

8.6

14%

19%

Общий объем рынка

58.7

100%

56.9

100%

3%

Источник: IDC, февраль 2011 г.

Примечание. Продажи вендоров не включают OEM-продажи

Продажи Apple на рынке за год выросли на 66%, поскольку все больше европейских операторов мобильной связи стали предлагать iPhone4, однако компания осталась на второй позиции.

Продажи у Sony Ericsson в 4-м квартале 2010 г. по сравнению с тем же периодом 2009 г. снизились на 15%, хотя рост продаж ее смартфонов на базе Android составил 3121%. Объем поставок традиционных мобильных телефонов Sony Ericsson в этот период оценивается в 2 млн шт., а смартфонов — в 2,2 млн.

Рост продаж компании Research in Motion составил 67%, за 4 кв. 2010 г. она реализовала 3,8 млн смартфонов, тогда как за тот же период 2009 г. — 2,3 млн (см. табл. 2). В некоторых странах Западной Европы рост поставок BlackBerry превысил 200%, а в Великобритании этот смартфон в 4 квартале 2010 г. стал лидером продаж.

Компания LG по продажам переместилась на 7-ю позицию.

Первая пятерка поставщиков смартфонов в Западной Европе (в млн шт.)

Производитель

4Q10 объем продаж

4Q10 Доля рынка

4Q09 объем продаж

4Q09 Доля рынка

Изменение за период 4Q10/4Q09

1. Nokia

7.0

27%

5.9

46%

19%

2. Apple

5.2

20%

3.1

24%

66%

3. Research in Motion

3.8

15%

2.3

18%

67%

4. HTC

3.2

13%

0.8

6%

284%

5. Sony Ericsson

2.2

9%

0.1

1%

3,121%

Другие

4.2

16%

0.6

5%

561%

Общий объем рынка

25.6

100%

12.8

100%

99%

Источник: IDC, февраль 2011 г.

Примечание: Продажи вендоров не включают OEM-продажи