Согласно последнему предварительному прогнозу мирового рынка ПК, представленному компаний Gartner в последних числах ноября, в 2010 г. его объем составит 352.4 млн шт., что соответствует годовому росту на 14.3%. Это ниже, чем предыдущий прогноз, данный компанией в сентябре – рост по сравнению с 2009 г. на 17.9%. (Напомним, что в конце августа прогноз компании был еще выше.)

В 2011 г. объем рынка ПК теперь ожидается на уровне 409 млн долл., – рост по отношению к 2010 г. на 15.9%. Это опять-таки меньше, чем более ранний прогноз роста в 2011 г. – на 18.1%. Такой пересмотр показателей в меньшую сторону отражает снижение в краткосрочной перспективе спроса потребителей на ПК, чему в немалой степени способствует интерес к медиа-планшетам, типа iPad и смартфонам нового поколения, которые дают мобильным пользователям возможность лучше работать с контентом. В более долгосрочной перспективе (к 2014 г.), по прогнозу Gartner, подобные гаджеты заместят на рынке порядка 10% ПК.

Хотя в Gartner не считают, что возможен перегиб текущей динамики мирового рынка ПК, тем не менее аналитики отмечают по крайней мере пять факторов, которые будут ослаблять его дальнейшее поступательное развитие.

Пять факторов по Gartner, угрожающих развитию рынка ПК:

· Аналитики прогнозируют все больший рост рынка ПК в развивающихся регионах, в то время как насыщенные рынки будут испытывать определенные проблемы. А в развивающихся странах потребители могут попросту перескочить через ПК в качестве первого вычислительного средства и сразу же начать использовать альтернативные устройства.

· Потребители в США и Западной Европе продолжают откладывать покупку ПК в связи с финансовой и экономической неопределенностью, в связи с этим в наибольшей степени пострадают поставки мобильных ПК для домашних пользователей в развитых странах. Кроме того, Gartner отмечает, что домашние пользователи все чаще предпочитают покупать планшеты вместо ПК, и это для данного сегмента рынка еще большая проблема, чем ограниченные финансовые возможности покупателей.

· Ожидается, что в ближайшие годы медиа-планшеты по своим возможностям больше приблизятся к ПК, что еще сильнее оттянет потребителей от ПК и, таким образом, повлияет в сторону сокращения отгрузок ПК, особенно мини-ноутбуков. В медиа-планшетах потребителей, помимо большей направленности на развлечения, особенно привлекает то, что они мгновенно готовы к работе.

· Еще одно следствие роста интереса к гаджетам нового класса на ПК – удлинение их жизненного цикла. Если традиционная функциональность ПК будет распределена между различными дополнительными устройствами, то пользователи будут реже задумываться о замене своего ПК, и таким образом время его жизни станет больше.

· Хостинг виртуальных десктопов – еще одна угроза ПК, хотя несколько более отдаленная – до 2012 г. вряд ли она будет серьезной для насыщенного профессионального рынка. Однако в более отдаленной перспективе пользователи для работы будут чаще обращаться к тонким клиентам, что также сократит рост поставок новых полноценных ПК.