Компания IBM выпустила Cognos 10 — первое крупное обновление системы бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) после покупки фирмы Cognos в 2007 г. В числе главных новинок — средства прогнозной аналитики и поддержки мобильных устройств, возможности коллективной работы, обновленный пользовательский интерфейс, повышение производительности.

Раньше пользователи BI обращались за созданием отчетов к ИТ-профессионалам. “Но сейчас они не могут долго ждать. Им нужно постоянно проводить анализ и исследования, — сказал Кристоф Папенфусс, руководитель инновационного центра Cognos в IBM. — С помощью Cognos 10 пользователи могут в едином рабочем пространстве получать всю информацию, нужную для принятия решений”.

Для этого предназначено новое средство Business Insight, которое позволяет собирать данные из разных источников, таких как Cognos Statistics, SPSS Modeler и Cognos TM1, менять типы диаграмм, добавлять специализированные расчеты, сортировать и реорганизовывать информацию, вставлять фильтры для выделения нужных сведений. «Люди могут самостоятельно настраивать рабочее пространство с помощью мыши без обращения к специалистам, — сказал Кристоф Папенфусс. — Так гораздо дешевле для компаний и проще для пользователей». В IBM надеются, что такой подход позволит расширить круг сотрудников, применяющих BI. «Аналитика уходит на уровень обычных сотрудников, которые занимаются продажами или обслуживанием клиентов», — подчеркнул Сергей Лихарев, руководитель направления бизнес-аналитики IBM в России и СНГ.

Для поддержки коллективной работы в Cognos 10 предусмотрена интеграция с платформой социальных сетей Lotus Connections. Теперь оба продукта поставляются в одном пакете, что позволяет пользователям взаимодействовать через веб, блоги, вики, форумы и общие библиотеки. По мнению IBM, людям неудобно переключаться с одного экрана на другой, и им пригодится возможность выполнять бизнес-анализ и обсуждать результаты с коллегами, не покидая своего рабочего пространства.

Распространение мобильных устройств меняет характер работы с ИТ-продуктами. Чтобы сотрудники могли заниматься бизнес-анализом за пределами офисов, IBM дополнила Cognos средствами поддержки платформ iPhone, iPad, BlackBerry, Windows Mobile и Symbian. В результате мобильник превращается в клиента, с помощью которого можно загружать и просматривать все данные, созданные в Cognos, включая статичные и интерактивные отчеты, дашборды, ключевые показатели и KPI.

Но люди не всегда могут подключиться к Сети. Для такого случая предусмотрена возможность работы с BI в режиме офлайн. Новый компонент Active Report позволяет создавать интерактивные отчеты, которые можно использовать на мобильных устройствах. И хотя такой режим не поддерживает большие объемы данных, он пригодится пользователям, которые давно просили его добавить.

Новые возможности развертывания Cognos направлены на поддержку облачных вычислений. «Раньше систему просто устанавливали на серверах у заказчиков, — объяснил Сергей Лихарев. — Сейчас за счет применения виртуализации можно использовать облака — как частные, так и общедоступные».

В Cognos 10 расширены не только возможности работы с BI, но и функционал. IBM добавила технологию прогнозной аналитики, полученную в результате прошлогодней покупки компании SPSS. «Теперь при подготовке отчетов можно использовать статистические функции SPSS, например, для регрессионного анализа», — сказал Кристоф Папенфусс.

Для повышения производительности была выполнена оптимизация процесса обработки запросов, что позволило втрое увеличить скорость работы по сравнению с предыдущей версией, по оценке IBM.

При появлении новой версии обычно встает вопрос: захотят ли пользователи на нее переходить? Ведь такой шаг сопряжен с немалыми трудностями. Но, по мнению Сергея Лихарева, проблем быть не должно: “Это управляемый процесс, который можно завершить быстро”. Так, компания Boeing перешла на версию 10 всего за шесть дней, обновив 400 тыс. отчетов.

IBM возлагает на Cognos 10 большие надежды, так как недавно включила BI в число главных направлений, которые должны обеспечить рост курса акций до 2015 г. По плану объем продаж средств бизнес-аналитики должен вырасти с прошлогодних 9 млрд. долл. до 16 млрд. долл. в 2015-м (сюда включены продажи аппаратных средств, ПО и консалтинговых услуг). Сергей Лихарев считает, что движущей силой станет новая версия Cognos, а также интеграция с SPSS: «Сейчас реализуется много проектов по прогнозной аналитике, которые могут стать стимулом к внедрению Cognos, и наоборот. Совместное использование этих продуктов дает дополнительные преимущества».