Александр Савушкин, глава «Лаборатории Касперского» в Украине, Беларуси и Молдове, рассказывает о ситуации на антивирусном фронте этого региона, ближайших планах и стратегии компании

PC Week/UE: В зону вашей ответственности входит регион БУМ, то есть Беларусь, Украина и Молдова.  Какую долю рынка в деньгах ЛК имеет в каждой из этих стран?

Александр Савушкин: В целом, в странах региона БУМ «Лаборатория Касперского» уже долгое время занимает лидирующие позиции. В 2009 году в Украине были реализованы масштабные проекты как в государственном ,финансовом секторах так и в сегменте телекоммуникаций («Киевстар», «Укрпошта», «Фарлеп»), промышленности («Азовсталь», «Интерпайп»). Практически весь банковский сектор и крупные предприятия Молдовы находятся под нашей защитой.

В Белоруссии примечательно наличие своего, локального антивируса «ВирусБлокада»  - он дешевле нашего и имеет поддержку на уровне государства. Тем не менее, в большинстве случаев выбирают продукт именно «Лаборатории Касперского».

PC Week/UE: Какую долю имеет каждая страна в общем «пироге» доходов региона БУМ?

А. С.: По примерным подсчетам, на продажи в Украине приходится около 70%, Беларуси – 20-25%, и оставшаяся часть приходится на Молдову. Однако здесь надо заметить, что рынок в регионе БУМ развивается неравномерно: к примеру, рынок Украины в прошлом году «упал» на 7%, в то время как в Беларуси он вырос на 25%. При этом в Молдове наши доходы практически стабильны..

PC Week/UE: Опишите соотношение долей вашего дохода в корпоративном и розничном сегментах. Какому направлению вы будете уделять больше внимания?

А. С.: «Лаборатория Касперского» намерена успешно работать в обоих сегментах. На данный момент соотношение корпоративного сегмента к консьюмерскому – 50 на 50. В нашем региональном офисе уже есть человек, который отвечает непосредственно за корпоративный сектор, и в ближайшее время появится сотрудник, ответственный за развитие персональных продуктов в Украине, Беларуси и Молдове.

PC Week/UE: Кого вы видите конкурентом в сегменте корпоративных продуктов?

А. С.: Я отвечу, исходя из общих данных аналитической компании IDC за прошлый год. «Лаборатория Касперского» завоевала около 47% рынка, далее следует Eset с долей 18%, на третьем месте Symantec с 10%, и примерно 3% имеет «Доктор Веб». Отмечу, что доля Symantec заметно упала, поскольку три года назад, когда я только начинал работать в ЛК, мы конкурировали, в основном, с этой компаний. Сейчас же  мы получаем все больше новых пользователей за счет их перехода по больше части с решений «Доктор Веб» и Symantec.

Сейчас же «Лаборатория Касперского» выходит на новый уровень, который в регионе БУМ мы называем “Озеленением корпоративного ландшафта”. Это очередной виток завоевания рынка, который ознаменуется выпуском новой корпоративной линейки продуктов в конце текущего года.

PC Week/UE: Назовите ваши внедрения в корпоративном секторе в Беларуси и Молдове.

А. С.: Из недавнего: поставка Государственной Налоговой службе Республики Молдова решения для централизованной защиты рабочих станций и файловых серверов — Kaspersky Business Space Security.  Да и практически все банки Молдовы находятся под защитой «Лаборатории Касперского». В Беларуси, где работают в основном государственные предприятия, практически везде установлены наши продукты. Например, сейчас мы готовим для подписания меморандум с «Белнефтехим» - это крупнейшее предприятие страны.

PC Week/UE: Насколько успешны сегодня онлайн-продажи продуктов ЛК в Украине? Подозреваю, что украинцы не очень привыкли платить в онлайне, наверняка в  Белоруссии и Молдове ситуация аналогичная?

А. С.: Расскажу вам о ситуации в Молдове. Не так давно я приехал туда, чтобы представить новую партнерскую программу, в соответствии с которой более компетентные партнеры смогут зарабатывать больше. Описываю преимущества программы, и тут из зала звучит вопрос: «А зачем вы стоимость Антивируса Касперского подняли на 5$? У нас же его теперь никто не будет покупать». То есть про онлайн-платежи пока вообще рано говорить, там и розницы-то как таковой нет.

То же самое можно сказать и про Беларусь, где  развитие розничного канала заметно отстает

Тем не менее, у нас есть своя стратегия, которую мы уже начали реализовывать – с помощью партнеров и дистрибуторов. В Республике Беларусь у нас уже есть один Premier Retail Partner (в Украине их 13), и мы не намерены останавливаться на этом. Дополнительно мы намерены провести отдельную работу с продавцами. Потому что пиратство процветает даже в этой среде . Так весной этого года я пытался купить в магазине легальный антивирус, так меня отговаривали: говорили, зачем вы будете переплачивать за лицензионный софт. В Украине все-таки  рынок более развит.

PC Week/UE: Каков уровень пиратства в антивирусном сегменте в целом и по вашему продукту в частности в странах БУМ?

А. С.: Согласно исследованиям, уровень пиратства в Украине довольно высок. Но именно по нашим продуктам он ниже, чем в целом по всей индустрии программного обеспечения.

На самом деле отследить реальный уровень пиратства довольно сложно. В рамках наших глобальных исследований мы определяем лишь процент тех, кто использует платные версии наших продуктов. При этом не всех остальных пользователей можно отнести к пиратам – среди них есть владельцы trial-версий или пользователи предустановленных на ПК продуктов и т.д. Стоит заметить, что и не все покупатели являются лицензионными пользователями – они вполне могут приобрести пиратскую копию антивируса.

Так или иначе, но 25% украинских пользователей продуктов «Лаборатории Касперского» владеют именно купленными версиями. Речь идёт о сегменте домашних пользователей. В сегменте бизнес-пользователей уровень использования лицензионного антивирусного софта выше.

Что же касается уровня пиратства в целом по индустрии ПО в Украине, то, согласно данным от исследовательской компании IDC и Ассоциации производителей программного обеспечения BSA, он составлял в 2009 году  85%, что на 1% выше, чем в 2008 году. Это означает, что только 15% украинцев пользуются легальным ПО.

PC Week/UE: В начале 2011-го года вы планируете выпустить Kaspersky Mobile Security для платформы Android. Ровно год назад был анонсирован аналогичный продукт для Windows Mobile. Подозреваю, что разработка продукта для Android – это задел на далекое будущее?

А. С.: Вы правы, «Лаборатория Касперского» всегда опережала время и создавала решения с заделом на будущее. Мы одними из первых выпустили продукт для платформы Мас OS, хотя многие вендоры считали, что это не актуально.

В настоящее время мы прорабатываем два проекта распространения Kaspersky Mobile Security в качестве ОЕМ-версий через крупных операторов мобильной связи. Кроме того, мы готовим несколько проектов по продвижению продукта в розничных магазинах.