Первого октября текущего года компания «Инком» отмечает 20-летний юбилей. По словам Александра Федченко, президента компании, в настоящий момент «Инком» – это зрелый бизнес, хорошо диверсифицированный как по продуктовой линейке, так и по рынкам сбыта. Оборот компании в 2009 году составил 835 971 960 грн.

 По итогам первых двух кварталов текущего финансового года «Инком» (апрель – сентябрь 2010) отмечается рост продаж на уровне 30% по отношению к аналогичному периоду в прошлом году. За это время в рамках программы мобилизации, в преддверии вероятного роста в 2011 – 2012 годах, удалось оптимизировать модель ведения бизнеса, выйти на новые рынки Казахстана, Беларуси и Азербайджана, реформировать функцию R&D и вывести несколько новых продуктов в различных технологических направлениях.

История «Инком» началась в 1990 году, когда была основана компания «Информационные компьютерные системы» (ICS). Среди факторов, повлиявших на ее развитие и становление, основатели отмечают: наличие клиент-ориентированной стратегии, дифференциацию по рынкам сбыта и продуктам, глубокие знания как в области технологий, так и организационного управления, а также значительную отраслевую экспертизу. 

В 2000 году в «Инкоме» работало около 240 человек (для сравнения — сегодня работает около 1400 человек). В настоящее время 87 человек работает свыше 10 лет. Именно эти люди составляют так называемый «золотой» актив компании. 

Принципы, заложенные в основу «Инком», привели к формированию сильнейших конкурентных преимуществ, среди которых – широкая продуктовая линейка, сильная команда менеджмента, мощные производственные и технические подразделения, распределенная филиальная сеть по всей Украине и в странах СНГ, мультивендорность, единые стандарты качества предоставления решений и услуг.

Как отметил Александр Кардаков, владелец компании, менеджеры «Инком» не преследуют цели «впаривания» продукта любой ценой. В отличие от многих ИТ-вендоров, которые продают мифы, специалисты компании консультируют другие организации, объясняя, когда внедрение ИТ-технологий полезно, а когда они не принесут заметного эффекта.

 За 20 лет «Инком» преодолел три кризиса. Каждый из них оставил свой след в истории компании, отразился на ее стратегии и тактике. Первый был вызван структурными изменениями в экономике в начале 90-х, связанными с переходом от плановой экономики к рыночной. Многие предприятия, от которых «Инком» в то время получал основные заказы по автоматизации, закрылись или оказались неплатежеспособными. Такой поворот событий поставил перед необходимостью сделать выбор: заниматься любимым, хорошо известным делом, или развивать продуктовую линейку, выходить в другие сегменты. Коллективу удалось совместить обе цели, а «Инком» в целом перешел к массовому производству компьютеров, серверов, а затем и построению сетей.

Второй кризис (1998 – 1999), несмотря на все сложности, позволил компании нарастить клиентскую базу более чем в 2 раза. Но самое главное, что из этого кризиса «Инком» вышел со сплоченной, сильной командой, а импульс, начало которому положил рывок и командное усилие коллектива в борьбе за выживание, стал основой будущих достижений. В это время экспансия «Инком» в регионы, начавшаяся еще в 1994 году, была оформлена в региональную стратегию компании. Покорение регионов интенсифицировалось и стало системным. 

Следующим важным этапом для развития компании можно считать 2004 год. Тогда «Инком» стал корпорацией, объединив несколько компаний, развивавшихся до этого самостоятельно. Было объявлено о создании принципиально новой концепции работы с заказчиком – IT-интеграции. Высокая эффективность нового подхода базируется на комплексности предоставляемых решений и услуг, когда сложные проекты осуществляются силами одного поставщика по единым стандартам.

Александр Кардаков: «Мы хорошо прожили эти 20 лет. У нас были взлеты, но были и падения...»



К 2006 году в «Инком» создан единый канал продаж для подразделений, появилась группа операционных и инновационных департаментов, реализована матричная организационная структура, обеспечивающая сквозное результативное взаимодействие в системе и позволяющая максимально эффективно использовать распределенные по стране и подразделениям ресурсы.

Текущий кризис резко оборвал стремительный рост компании. Как и многие другие предприятия, до этого «Инком» активно наращивал ресурсы в соответствии с бурным развитием и компании, и экономики страны. Кризис внес свои коррективы в планы компании. При этом мобильность и гибкость «Инком» позволили очень быстро перестроиться и восстановить финансовую устойчивость. 

Для этих целей расходы были приведены в соответствие доходам, оптимизированы бизнес-процессы и продуктовая линейка, увеличена оборачиваемость запасов и дебиторской задолженности, компания стала жестче управлять рисками. Однако, как отмечает Александр Федченко, камнем преткновения в кризис стало не финансовое состояние компании. По его словам, гораздо сложнее было сбалансировать психологическое, эмоциональное состояние коллектива, заново сплотить команду и сохранить целостность компании. 

Как отметил А. Кардаков, для сильного командного духа и успешной работы компании в целом используются следующие принципы:
- Клиенто-ориентированность;
- Обмен опытом на ежегодном мероприятии «Кардаход», который традиционно проходит в мае;
- Региональные собрания для сотрудников;
- Ежегодные собрания сотрудников «Открытие сезона».

В прошлом году «Инком» вышел на международные рынки, были открыты филиалы в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане. По словам Александра Федченко, президента компании, именно кризис подтолкнул ««Инком» к экспансии своего бизнеса за рубеж. Во-первых, это было обусловлено тем, что в компании подготовили решения и сервисы, которые можно было продавать в других странах, во-вторых, что вследствие кризиса высвободился трудовой ресурс, который можно было направить для выполнения проектов за рубежом.

 В планы компании на 2010 финансовый год входит:

 • укрепление позиции ИТ-компании №1 для корпоративного сегмента;

• ориентация на приоритетные рынки: промышленность, финансы, ТЭК, госсектор;

• рост доли ИТ-услуг в структуре продаж;

• расширение рынков сбыта, продолжение экспансии в другие страны;

• усиление роли бренда Инком;

• инвестиции в обучение и развитие персонала.