В последнее десятилетие число отечественных сборщиков ПК стремительно сокращалось, а после начала кризиса большинство производителей, даже входящих в первую десятку, вообще прекратили свое существование. Как удалось сохранить свой бизнес и лидирующие позиции компании «Навигатор», которая была и остается №1 среди локальных сборщиков дескптопов? Об этом мы говорили с Георгием Чернявским, председателем совета директоров «Навигатор»

PC Week/UE: Рынок десктопов постоянно сжимается вследствие все более активного наступления мобильных устройств: ноутбуков, нетбуков, коммуникаторов и т. д. Что в этих условиях планирует предпринять компания «Навигатор», чтобы удержать свой бизнес на должном уровне рентабельности?

Георгий Чернявский: Такая тенденция существует, и в ближайшее время соотношение в пользу мобильных устройств может составить 70% к 30%. Но затем, по моим прогнозам, доля ноутбуков опять сократится до 60%. В любом случае, мобильные ПК не смогут полностью заменить стационарные системы, как в домашнем обиходе, так и в корпоративном секторе. Поэтому их чаще приобретают как второе или даже третье устройство. Большой по объему контент обрабатываемой информации, высокие требования к обработке графики, большая скорость вычислений и многозадачность нуждаются в характеристиках гораздо более высоких, нежели у наиболее массового сегодня сегмента ноутбуков за 3999 грн. 

Рынок десктопов также диверсифицируется и трансформируется, предлагая потребителю более стильные и компактные устройства. Производственные возможности «Навигатор» универсальны. Мы отслеживаем последние тенденции, и производим наиболее перспективные для нашего рынка продукты – это не только ПК и ноутбуки, но и совершенно новые для отечественного рынка устройства

PC Week/UE: В последнее время отмечается увеличение спроса на ультрамалые и экстрастильные ПК. Следуете ли вы тенденциям моды, что можете предложить в этом сегменте?

Г. Ч.: Мы можем предлагать такие решения, так называемые «малолитражные» ПК. Однако, опыт других производителей показал, что данные конфигурации по многим параметрам еще не готовы к массовым продажам. Как раз сейчас под ТМ Impression выходят на рынок стильные, компактные, бесшумные устройства — all-in-one, таблет РС, неттопы, эргономичные домашние сервера. Это новейшие системы, как для домашнего пользования, так и корпоративных целей. Они отличаются не только тем, что полностью отвечают самым прихотливым эргономическим требованиям, но и актуальной для современного пользователя широкой сегментацией функционала. При этом устройства уникальны и по комплектации, по цене, и по моделям их использования.

PC Week/UE: Где замечено основное падение продаж после наступления кризиса — в рознице или в корпоративе?

Г. Ч.: Безусловно, за счет закрытия потребительского кредитования розница пострадала больше. На первом этапе продажи упали в 10 раз. Сейчас этот рынок восстанавливается более быстрыми темпами. В корпоративном сегменте пик кризиса пришелся на вторую половину 2009 года. Динамика закупок пока еще несравнима с докризисными показателями.

PC Week/UE: Где сегодня осуществляются основные продажи десктопов – в регионах или в Киеве?

Г. Ч.: По причине низкого проникновения десктопов, в регионах потенциал покупок выше. Именно там сейчас наши основные потребители. Крупные областные центры и столица находятся под активным маркетинговым влиянием производителей ноутбуков, которые, в погоне за долей рынка, готовы продавать устройства ниже их себестоимости. Но опять же, хочу сделать акцент, что ноутбук — это не замена десктопу, а дополнение к основному стационарному устройству. 

PC Week/UE: Аналитики говорят об увеличении доли А-брендов на рынке десктопов, например Acer. Чем же можно объяснить рост популярности А-брендов?


Г. Ч.: Главный фактор на сегодняшний момент — уход с рынка большинства крупных украинских производителей ПК, за счет этого А–брендам и удалось укрепиться. Пройти испытания кризисом смогли единицы. «Навигатор» не только, выстоял, но и укрепил свои лидерские позиции, увеличив долю. Сегодня мы №1 в Украине по производству ПК, а продажи Impression растут быстрее, чем в среднем по рынку продажи компьютеров.

PC Week/UE: Насколько успешным сегодня является ваше ноутбучное направление? Насколько удачной была акция «10 лет гарантии»? Планируете ли ее повторить?

Г. Ч.: Производство ноутбуков приносит свои дивиденды, акция также прошла достаточно успешно. Однако на данном этапе мобильные ПК не являются приоритетным сегментом. Основные активности сейчас направлены на вывод ассортимента консьюмерских решений. Соревноваться в ноутбучном направлении с огромными маркетинговыми бюджетами глобальных компаний и участвовать в ценовых баталиях не считаю разумной стратегией для компании.

PC Week/UE: Компания «Навигатор» выпускает также серверное оборудование. Насколько это важный сегмент вашего бизнеса? Какой процент прибыли он вам приносит?

Г. Ч.: Направление стабильно развивается. Мы активно инвестируем как в специалистов, так и в продукцию на складе. Навигатор является не только производителем серверных систем, но и поставщиком готовых решений для корпоративного сектора в более широком смысле.

Думаю, за счет нескольких крупных проектов в этом году прибыль по корпоративному направлению вырастет на 25-30% по сравнению с 2008-м. 

PC Week/UE: Планируете ли открыть какие-либо новые направления в этом году? 

Г. Ч.: Как уже было сказано, мы сделали ставку на консьюмерские устройства. Продукты, которые делают «мультимедийный быт» современного человека более комфортным и функциональным (all-in-one, таблет РС, неттопы, домашние сервера, медиацентры).

PC Week/UE: Какие направления бизнеса пришлось свернуть вследствие кризиса?

Г. Ч.: Нельзя сказать, что мы полностью свернули какое-либо направление, скорее уменьшили его масштабы. Например, отчетливо понимая, что широкоформатная дистрибуция нам не по плечу, мы сконцентрировались на нишевом ведении этого бизнеса. Работать с направлениями, которые в перспективе не принесут прибыли компании, не имеет смысла.