Юрий Лазебников, глава департамента ПО компании «Комплексные решения»

Интересная в Украине сложилась ситуация с компьютеризацией школ, освоением компьютеров, с проникновением ИT в образование, как среднее, так и высшее. Казалось бы, компьютеров уже немало, по разным данным – компьютеризировано от 80 до 90 % школ. С интернетом дела обстоят чуть похуже, но в принципе тоже удовлетворительно, особенно в городах-миллиониках. Хотя и в районных центрах интернет, в основном, тоже доступен. И все же, на сегодняшний день в школах компьютер воспринимается как некий объект образования, его надо изучать, вокруг него надо ходить с бубном, и вообще, класс информатики — это такая святая святых, куда надо заходить на цыпочках, говорить шепотом и внимательно слушать преподавателя.

Фактически в нашей стране на сегодняшний день компьютер остается объектом изучения и не превращается в инструмент образования, как во всем мире. А ведь ПК сейчас не должен восприниматься как нечто неординарное, как отдельная специализация. Отметим, что проникновение смартфонов в разные слои населения, в том числе и в среде учеников, воспринимается абсолютно нормально. Высокие технологии и компьютеры окружают ученика круглосуточно, начиная с утра, когда он встает и проверяет свою страничку в Facebook, «В Контакте» или других социальных сетях, по дороге, возможно, общается в ICQ или в MSN со своего телефона. После этого он попадает в школу, где компьютер – это «святая корова», который изучают «со всех сторон»: как включать, как выключать, из чего он состоит. 

Но ведь основная идея ИТ-проникновения в школу, в образование в целом, заключается в том, что из компьютера и ИT нужно делать инструмент обучения. Что позволяет сделать такой инструмент? Мы полагаем, что внедрение дистанционное обучения (ДО), и для этой цели предлагаем решение Adobe Acrobat Connect Pro. Считаю, что данный продукт на сегодняшний день наиболее оптимален для решения подобного рода задачи.

ПК – как инструмент образования

Расскажу на примере Acrobat Connect Pro как превратить компьютер из объекта изучения в инструмент образования. Первое направление — это безусловно онлайн-уроки, то есть, учитель находится в виртуальном классе, трансляция осуществляется через веб-камеру. У него есть доска, на которой можно рисовать и писать, как на обычной школьной доске, на нее можно выкладывать презентации, документы, видео, различные флеш-анимации. Все это происходит в полностью интерактивном режиме, когда на доске может рисовать не только учитель, но и ученик, и, возможно, второй учитель, который заходит в этот же класс и транслирует свое изображение и какие-либо действия. Можно задавать вопросы учителю и опрашивать учеников, ставить общие вопросы на голосование, выкладывать домашние задания. Плюс состоит в том, что часть учеников действительно находится в обычном физическом классе, те же учащиеся, которые на смогли прийти в школу по какой-либо причине, получают возможность смотреть урок из дома. И это немаловажно: достаточно вспомнить эпидемию гриппа в прошлом году, когда все дети около двух недель сидели дома, а ведь это огромное отставание от школьной программы. Не стоит полагать, что ДО – это только для детей с ограниченными физическими способностями, для инвалидов и т. д.

Плюс системы заключается в том, что для преподавателя никаких особых навыков не надо. Если у школы имеется дополнительное финансирование, учитель может обзавестись планшетом или интерактивной смарт-доской, но это в идеале. Преимущество смарт-доски состоит в том, что когда он что-то рисует на смарт-доске, это сразу же отображается и в виртуальной комнате, и в физической. Вся информация, безусловно, записывается в сети. Допустим, что прошло пару недель после урока: ученик при выполнении домашнего задания может открыть ссылку у себя на компьютере и просмотреть урок еще раз, освежить в памяти. Таким образом, школа автоматически получает архив лекций, архив уроков для более качественной подготовки. 



Второе направление дистанционного обучения – это тестирование, экзамены. При этом учитель может посмотреть, над каким вопросом кто больше думал. И если из 10 вопросов на один вопрос не ответило правильно 10 учеников, то наверно что-то с вопросом не так, а не с учениками. Таким образом, он получает возможность явно увидеть, где имеются проблемы в тестировании и в контроле знаний. Все это накапливается в сети, в статистике, к которой всегда имеют доступ родители, классный руководитель, все, кто должен и может это контролировать. 

Два основных направления 

Подчеркну, что ничего не нужно инсталлировать на компьютер конечных пользователей. Система абсолютно самодостаточна, она ничего не устанавливает на ПК. Что из этого следует: если в системе Acrobat Connect Pro размещен какой-либо документ Word, чертеж в формате PDF или таблица Excel, то конечному пользователю не придется устанавливать у себя на компьютере Microsoft Office, AutoCAD, Photoshop или другое приложение. Он и так сможет просмотреть эти документы в виртуальной классной комнате. И это правильно, потому что не провоцирует пиратство. А ведь многие другие системы дистанционного обучения рассчитаны на то, что пользователь должен скачивать необходимый контент на свой компьютер. И здесь не поможет, например, замена Microsoft Office на OpenOffice, потому что последний не всегда правильно отображает сложные документы, наполненные графикой, гиперссылками и разными «красивостями». 

Таким образом, мы можем выделить два основных направления: синхронное обучение и асинхронное. Первое подразумевает, что обучение происходит в онлайн-режиме, по сути, это аналог обычного физического класса. Асинхронное обучение — это когда ученик может в любой момент открыть архив лекций или других материалов, повторить пройденный материал. 

Следующий этап – это так называемый модуль контроля событий, который отвечает за планирование, за создание курсов, за создание уроков. Иными словами, система дистанционного обучения позволяет виртуально создать аналог семестра, четверти, разбить курс на определенные этапы. То есть, ученик должен прочитать определенный документ, посмотреть какой-либо видеоматериал, прослушать определенную лекцию, после этого сдать тест, И если он сдает тест, например, на 80 %, он переходит к следующему материалу. Принцип — как в обычной школе, не сдал контрольную работу — пересдавай, пока не пройдешь дальше. При этом доступна вся статистика сдачи тестов, что предоставляет широкий простор для аналитики. 

Кстати, удаленное обучение – не только для старшеклассников. Так, для младших классов в Сеть могут вноситься сведения об успеваемости. В свою очередь родители имеют возможность получать из интернета полную информацию об успеваемости их детей. Сегодня же родители об этом узнают раз в полгода на родительском собрании.

Конечно, все это требует определенных трудозатрат от учителей, весь сам по себе такой контент не нарисуется. И если учитель привык все рисовать мелом на доске, и у него нет каких-то материалов, набранных хотя бы в текстовом виде, придется воссоздавать все на компьютере.

Внедрение систем дистанционного образования, мониторинга успеваемости, контроля знаний — вот за чем будущее. И поскольку во всем мире этот процесс начался не так уж давно, Украина здесь способна выйти даже в лидеры, если министерство образования предпримет правильные шаги и выделит финансирование. Отмечу, что за рубежом сегодня удаленное обучение наиболее распространено в Дании, в США и особенно в Австралии, там был огромный проект внедрения ДО в средних школах, который финансировался правительством.
 
От теории к практике

Отмечу, что внедрения Acrobat Connect Pro в украинских вузах на сегодня отсутствуют. Правда, есть пилотные проекты, которые должны завершиться в этом году и, надеюсь, успешно. После этого мы рассчитываем идти семимильными шагами. Со школами такой вопрос решать тяжелее, поскольку вузы у нас все-таки самодостаточные, у них есть свой бюджет, у них есть свой ректор, и вуз может себе позволить купить нужный продукт. Школы у нас зависимы, и к тому же по лицензионной политике Acrobat Connect Pro меценат не может купить для школы данное ПО, поскольку это уже будет не образовательная лицензия. Решение должно приниматься на уровне министерства.

Компания Adobe предоставляет скидку 70 % для сферы образования, и это вовсе не окончательная цена, есть еще и дополнительные дисконты. Фактически сегодня та организация в Украине, что начнет первой внедрять продукт, получит его едва ли не за 10% стоимости. 

Как показала практика, разработка ПО силами студентов не приводит к созданию достаточно работоспособной системы. Есть, правда, весьма удачные примеры в единичных вузах, но все же «самописные» решения не предоставляют даже 10-15% функционала, который обеспечивает коммерчески заточенный продукт, например, таких как видеотрансляция с разделением тяжелых ресурсов и т.д. 

О старых привычках

Логично предположить, что многие пожилые учителя с опаской отнесутся к подобным инновациям. Но если не начинать сейчас, то когда? Весь мир идет к автоматизации системы образования, ведь перспективы открываются очень широкие. Например, хороший специалист из школы в Ивано-Франковске может без проблем прочитать урок в Донецке, не тратясь на командировочные расходы и прочее, а профессор из Мюнхена — прочитать лекцию в Политехническом институте. И этому профессору не нужно никуда перемещаться – только включить компьютер и запустить веб-браузер.

Это большой плюс для вузов, которые ведут активную международную деятельность. Преподаватели, которые известны и ценны, могут выступить перед другой аудиторией, получить за это вознаграждение и не тратить деньги и время на дорогу.

Рано или поздно мы должны прийти к ДО, это глобальная тенденция. Вот так выглядит основная концепция моих соображений по модернизации образования.