Утро понедельника для ИТ-службы компании «Укртранстяжмаш»* выдалось тяжелым. Буквально с порога начальника ИТ-службы Руслана огорошил неприятной новостью Владислав, молодой веб-разработчик ИТ-департамента:
— Звонил Главный, говорит, что у него компьютер не конектится к расшаренным папками с документами и почта не работает.
Компьютерный парк в организации был не особо новый, рабочие «тазики» выходили из строя практически каждый месяц, к тому же сотрудники нередко сталкивались с утратой своих файлов. По этой причине ИТ-служба перенесла все рабочие папки на единое файловое хранилище с резервированием, туда же теперь принималась и вся почта. Таким образом, ПК превращался практически в тонкий клиент, замена которого в случае поломки требовала буквально несколько минут. Но был и недостаток: при отсутствии сети рабочая станция становилась почти бесполезным инструментом. Да уж, у каждого решения есть свои плюсы и минусы, особенно в нынешней ситуации, подумал огорченно Руслан.
Его раздумья прервал телефонный звонок. На сей раз звонили из юридического департамента, но жалоба была аналогичной: отсутствует доступ к почте и рабочим папкам. Проблему предстояло решить очень быстро, ведь практически весь головной офис не мог приступить к работе. И хотя шла первая декада августа — самый пиковый отпускной период — в организации работа кипела вовсю.
Еще полгода назад все серверы в компании перевели на виртуальную платформу. Таким образом, из множества физических серверов в «Укртранстяжмаш» осталось всего три мощных машины, на каждой из которых было развернуто по нескольку виртуальных систем. В результате, ежедневная рутинная работа по поддержке, резервированию и прочему, выполняемая ИТ-службой, облегчилась многократно. С другой стороны, если выходил из строя, например, один из физических серверов, вместе с ним «накрывались» сразу несколько виртуальных серверов, каждый из которых отвечал за определенную задачу.
В чем может быть причина, гадал Руслан, лихорадочно загружая удаленный клиент. Еще в пятницу вечером, когда он уходил с работы, все работало совершенно идеально. Но сегодня к одному из серверов подключиться не удалось, он попробовал к другому. Получилось, вроде бы работает. Но… тревожное чувство его не оставляло. На всякий случай он глянул на показатели утилиты Everest. Температура на процессоре сервера приближалась к 85 градусам по Цельсию. «Да что же там происходит», — озадачился Руслан, вставая из-за стола. Здесь, в удаленном режиме, причину не найдешь, надо спуститься в серверную.
Кабинет ИТ-службы находился на 6-м этаже, в то время как серверная – на 3-м. Сбегая по лестнице, он встретил еще несколько возмущенных сотрудников с похожими вопросами. Вот только бухгалтер Надежда Петровна пожаловалась совсем о другом.
— Русланчик, ты знаешь, что-то опять не могу войти в систему, — тоскливо пропела она.
— Проверяйте раскладку клавиатуры, когда вводите пароль, — бросил на ходу Руслан, подбегая к серверной.
Открыв дверь, он попал в своеобразный «предбанник». Само помещение «святая святых ИТ» делилось на две части: в предбаннике был сложен всякий сломанный компьютерный хлам, ждущий своей очереди на списание, а вот во второй части, отгороженной прозрачной стеклянной стенкой с прозрачной же дверью, стояло оборудование. Уже третью неделю в городе стояла изнуряющая жара, днем доходило до +39°С. В предбаннике также было неимоверно жарко.
Сейчас посмотрим, думал про себя Руслан, нервно отпирая стеклянную дверь. Он уже начал истекать пóтом и по привычке ожидал дуновения приятного охлажденного потока воздуха из серверной. Вот, наконец-то, дверь отперта. Но что это?.. Вместо холодного воздуха в лицо ударил палящий зной пустыни. В прошлом году Руслану довелось побывать на экскурсии в Сахаре, и что такое раскаленный воздух пустыни, он запомнил хорошо. Теперь «предбанник», как его шуточно называли в ИТ-департаменте, точно соответствовал своему названию, поскольку температура в серверной была не ниже, чем в реальной бане.
Руслан открыл серверный шкаф и глянул на бытовой термометр, который на всякий случай всегда лежал между блэйдами. Вместо стандартных +20…25°С тот показывал почти 60 градусов! Кондиционер, конечно же, не работал, и, судя по всему, отключился не менее суток назад, потому что за одну ночь температура до такого высокого значения бы не поднялась. Но что случилось? Ведь это же специализированный инверторный аппарат, и к тому же известной «брэндовой» фирмы.
«Весело началась рабочая неделя», — промелькнуло в голове. Впрочем, рассуждать было некогда. Он быстро открыл окна, чтобы хоть немного снизить температуру, после чего отыскал пульт ДУ и пробовал запустить кондиционер. Через несколько секунд устройство заработало и задуло слегка прохладным воздухом. Еще через пару минут он запустил вырубившийся от перегрева сервер, на котором размещались несколько виртуальных машин, в том числе сервер электронной почты и СУБД. Несмотря на все еще высокую температуру в помещении, система, в общем-то, нормально заработала.
«Теперь срочно звонить в сервис, пусть приезжают и ремонтируют свой хваленый кондиционер», — решил Руслан.
Через три часа приехали кондиционерщики, и к обеду температура в серверной упала до +25°С. Ситуация стабилизировалась. «А чтобы такое не повторилось впредь, в серверной надо будет срочно поставить еще один резервный кондиционер, хоть даже обычный бытовой сплит. — рассуждал Руслан, уже расслабившись после обеда у себя в кабинете. — Так все же будет надежнее».
* — все названия компаний изменены, любые совпадения с реальными названиями предприятий являются случайными.