Похоже, сделку Lenovo — IBM — одну из крупнейших ИТ-сделок нынешнего века — можно признать успешной только сейчас. Точнее говоря, после публикации в конце мая официальных итогов деятельности Lenovo в минувшем финансовом году (FY’2009/2010), закончившемся 31 марта 2010 г. Согласно данным итогам, объем продаж Lenovo в FY’2009/2010 составил $16,6 млрд, что на 11,4% выше аналогичного показателя FY’2008/2009 ($14,9 млрд). При этом чистая прибыль компании составила $129 млн против $226 млн убытков годом ранее.

Некогда прибыльная Lenovo (эта компания ведет свою историю с 1984 г.) стала убыточной вскоре после того, как в 2005 г. она за $1,75 млрд приобрела подразделение персональных вычислительных систем IBM (IBM PSG). Тогда объем годовых продаж IBM PSG составлял около $10 млрд, но этот бизнес был для Голубого гиганта убыточным. Приобретя подразделение IBM, Lenovo взяла на себя долги IBM PSG на сумму порядка $500 млн. Необходимость выплаты этих долгов и сделала Lenovo на несколько лет убыточной.

Что же позволило Lenovo сделать бизнес ПК прибыльным? Причины стремительного роста продаж и выхода компании на прибыль вице-президент Lenovo Group, генеральный директор по развитию бизнеса Lenovo в странах СНГ Артур Вей (Arthur Wei) видит в технологическом совершенстве компьютеров, предлагаемых под торговыми марками ThinkPad, IdeaPad и IdeaCentre (в частности, в их исключительной надежности и долговечности, что в итоге приводит к сокращению совокупной стоимости владения этими устройствами), в ускорении темпов вывода на рынок новых привлекательных моделей и снижении издержек на их производство (что позволяет держать конкурентоспособные цены).

«За все время работы нашей компании она характеризовалась очень низким соотношением расходов к доходам, — отмечает Артур Вей. — В то же время мы тратим достаточно большие средства (около 9% от выручки) на проведение НИОКР. Наши исследовательские центры располагаются в Китае (Пекин), США (Ралей, шт. Северная Каролина) и Японии (Ямато). В них в общей сложности трудятся около двух тысяч инженеров, дизайнеров и экспертов». Вей утверждает, что ныне собственные производственные мощности Lenovo (они расположены в Китае, Индии, Мексике и Польше) не могут справиться с заказами, поступающими в адрес компании. Поэтому часть компьютеров она собирает на заводах OEM-партнеров.

Не исключено, что в скором времени положение Lenovo в мировой табели о рангах производителей ПК станет еще выше. Согласно официальным отчетам, в I квартале календарного 2010 г. (Q1/2010) — IV квартале минувшего финансового года Lenovo — объем продаж этой компании составил $4,3 млрд. долл., что на 56% лучше аналогичного показателя Q1/2009 ($2,7 млрд). Сообщается, что в течение первых трех месяцев нынешнего года компания реализовала около 7 млн. десктопов, ноутбуков и нетбуков, что примерно на 60% больше по сравнению с тем же периодом 2009 г. При этом большую часть квартальной выручки (около 62%) Lenovo получила за счет продаж портативных компьютеров. Непрерывный рост продаж (опережающий среднемировые темпы роста продаж компьютеров) привел к тому, что в течение минувшего календарного года доля Lenovo на мировом рынке ПК постоянно росла: 6,9% (Q1/2009), 8,5% (Q2/2009), 8,9% (Q3/2009), 9,0% (Q4/2009).

Если говорить о мировых продажах ПК, то здесь, по итогам 2009 г. Lenovo занимает четвертое место.

В качестве основных драйверов потребительского и корпоративного рынков ПК (сейчас и в обозримом будущем) Артур Вей называет три: мобильный интернет, цифровой дом и облачные услуги (Cloud Services).