Мировой рынок ПО разработки приложений (application development, AD), согласно данным компании Gartner, в 2009 г. составил 7.25 млрд долл., что на 2% меньше, чем в 2008 г. (7.39 млрд долл.). Главная причина сокращения, как отмечают аналитики, — замораживание de facto затрат на новые проекты в начале прошедшего года. Помимо этого, затраты на AD по своей природе цикличны, очередной пик был в 2007 г., за которым должны следовать один-два года с меньшими инвестициями.

Однако, несмотря на ограничения в затратах, связанные с экономическим спадом, некоторые сегменты рынка AD все-таки росли. Например, сегмент разработки программ контроля безопасности — на эту продукцию спрос есть, о чем заказчикам постоянно напоминали несанкционированные вторжения.

Лидерство на рынке AD в прошедшем году сохранила компания IBM, причем ее доля даже еще немного подросла и составила 27.7% (см. таблицу). Частично сохранению ведущего положения компании способствовал ряд стратегических приобретений, например, Watchfire в 2007 г. и Ounce Labs в 2009-ом. Именно продукция этих компаний способствовала росту сегмента средств безопасности. А покупка в 2008 г. фирмы Telelogic обеспечила IBM определенный рост в таком сегменте рынка AD, как ПО управления запросами.

Доля Microsoft практически не изменилась, что аналитики Gartner связывают с преданонсом компанией релиза Visual Studio 2010 — многие заказчики отложили всякий upgrade в 2009 г. до выхода новой версии программы. Снижение доли CA на 1%, вероятно, связано с бизнес-моделью данной компании (по подписке), из-за этого полный объем продаж выясняется позднее.

Структура мирового рынка разработки прикладного ПО в 2009 г. по основным вендорам (в млн долл.)

Компания

2009 Объем продаж

2009 Доля рынка (%)

2008 Объем продаж

2008 Доля рынка (%)

Рост 2009-2008 (%)

IBM

2,005.52

27.7

1988.00

26.9

0.9

Microsoft

1,065.37

14.7

1,069.48

14.5

-0.4

CA

795.01

11.0

803.10

10.9

-1.0

HP

757.44

10.5

816.96

11.1

-7.3

Compuware

428.22

5.9

488.07

6.6

-12.3

Прочие

2,195.59

30.3

2,227.60

30.1

-1.4

Всего

7,247.15

100.0

7,393.21

100.0

-2.0

Источник: Gartner (апрель 2010)

При этом аналитики отмечают явное наличие отложенного спроса на AD-продукцию и в 2010 г. ожидают возврата данного рынка к росту — примерно на 2-3%. Хотя и предложения инструментов с открытым кодом на этом рынке остаются весьма привлекательными (например, платформа Java и Dynamic Web), при этом часто предлагается вполне хорошая функциональность. Поэтому вендорам для конкурентоспособности своих продуктов необходимо снабдить их дополнительными возможностями, не завышая параллельно цену.