Мировой рынок ПО разработки приложений (application development, AD), согласно данным компании Gartner, в 2009 г. составил 7.25 млрд долл., что на 2% меньше, чем в 2008 г. (7.39 млрд долл.). Главная причина сокращения, как отмечают аналитики, — замораживание de facto затрат на новые проекты в начале прошедшего года. Помимо этого, затраты на AD по своей природе цикличны, очередной пик был в 2007 г., за которым должны следовать один-два года с меньшими инвестициями.
Однако, несмотря на ограничения в затратах, связанные с экономическим спадом, некоторые сегменты рынка AD все-таки росли. Например, сегмент разработки программ контроля безопасности — на эту продукцию спрос есть, о чем заказчикам постоянно напоминали несанкционированные вторжения.
Лидерство на рынке AD в прошедшем году сохранила компания IBM, причем ее доля даже еще немного подросла и составила 27.7% (см. таблицу). Частично сохранению ведущего положения компании способствовал ряд стратегических приобретений, например, Watchfire в 2007 г. и Ounce Labs в 2009-ом. Именно продукция этих компаний способствовала росту сегмента средств безопасности. А покупка в 2008 г. фирмы Telelogic обеспечила IBM определенный рост в таком сегменте рынка AD, как ПО управления запросами.
Доля Microsoft практически не изменилась, что аналитики Gartner связывают с преданонсом компанией релиза Visual Studio 2010 — многие заказчики отложили всякий upgrade в 2009 г. до выхода новой версии программы. Снижение доли CA на 1%, вероятно, связано с бизнес-моделью данной компании (по подписке), из-за этого полный объем продаж выясняется позднее.
Структура мирового рынка разработки прикладного ПО в 2009 г. по основным вендорам (в млн долл.)
Компания |
2009 Объем продаж |
2009 Доля рынка (%) |
2008 Объем продаж |
2008 Доля рынка (%) |
Рост 2009-2008 (%) |
IBM |
2,005.52 |
27.7 |
1988.00 |
26.9 |
0.9 |
Microsoft |
1,065.37 |
14.7 |
1,069.48 |
14.5 |
-0.4 |
CA |
795.01 |
11.0 |
803.10 |
10.9 |
-1.0 |
HP |
757.44 |
10.5 |
816.96 |
11.1 |
-7.3 |
Compuware |
428.22 |
5.9 |
488.07 |
6.6 |
-12.3 |
Прочие |
2,195.59 |
30.3 |
2,227.60 |
30.1 |
-1.4 |
Всего |
7,247.15 |
100.0 |
7,393.21 |
100.0 |
-2.0 |
Источник: Gartner (апрель 2010)
При этом аналитики отмечают явное наличие отложенного спроса на AD-продукцию и в 2010 г. ожидают возврата данного рынка к росту — примерно на 2-3%. Хотя и предложения инструментов с открытым кодом на этом рынке остаются весьма привлекательными (например, платформа Java и Dynamic Web), при этом часто предлагается вполне хорошая функциональность. Поэтому вендорам для конкурентоспособности своих продуктов необходимо снабдить их дополнительными возможностями, не завышая параллельно цену.