Наблюдатели считают сделку HP, покупающей Palm, выгодной для обеих сторон. Хотя HP платит за акции Palm на 23% больше их стоимости до объявления сделки, это — недорогая покупка, потому что с начала этого года курс акций Palm упал на 53%.

Для Palm это поглощение может стать спасением от банкротства. Дело в том, что в последнее время дела у нее идут неважно. Компания, которая является первопроходцем рынка мобильных устройств, быстро сдает позиции конкурентам, таким как Apple, RIM и поставщики смартфонов на платформе Google Android. Ставка Palm на новые модели Pre и Pixi себя не оправдала, так как их продажи оказались гораздо ниже запланированных, финансовые результаты за последний квартал были вдвое ниже прогноза аналитиков, и на рынке появились слухи о возможном обращении Palm к закону о защите от банкротства. Одновременно поползли слухи о продаже компании. В качестве возможных покупателей упоминались фирмы HTC, Lenovo, Dell и Nokia.

Так что эта сделка не стала неожиданной для наблюдателей. Напротив, она иллюстрирует нынешнюю тенденцию выхода ведущих игроков мира ИТ на рынок потребительской электроники. Достаточно вспомнить о покупке компанией Cisco производителя видеокамер Pure Digital Technologies. К тому же сама HP активно использует запасы наличности для стратегических покупок, например, недавно она приобрела 3Com.

По мнению экспертов, поглощение Palm позволит HP увеличить долю на рынке смартфонов, на котором она хоть и присутствует, но не играет заметной роли. Дело в том, что ее устройство iPaq, полученное в результате поглощения Compaq в 2002-м, не пользуется особой популярностью — по оценке аналитической компании IDC, его доля на рынке смартфонов составляет 0,1%.

HP надеется поправить такое положение за счет продвижения известной торговой марки Palm. Однако некоторые наблюдатели находят сделку рискованной, из-за того, что Palm теряет долю на рынке и терпит убытки. Так, по оценке аналитической компании ComScore, доля компании на рынке смартфонов в США сократилась до 5,4 с 9,4% в прошлом году.

Однако сам мобильный бизнес сейчас лакомый кусок. Ведь на ИТ-рынке быстрее всего растет именно мобильный сегмент. Так, по оценке аналитической компании Gartner, в прошлом году потребители купили 172,4 млн. смартфонов, что на 24% больше, чем в 2008-м. Если HP хочет конкурировать с лидерами этой перспективной области, ей нужна своя мобильная платформа, считают аналитики. Однако одной платформы недостаточно, чтобы победить таких конкурентов, как компания Apple с ее онлайновыми магазинами iTunes и App Store. Чтобы преуспеть, HP нужно привлечь к своей платформе разработчиков приложений, создающих игры, инструменты и программы для конечных пользователей. Но сейчас большинство разработчиков занято созданием ПО для платформ Apple, Google и RIM. Переманить их на свою сторону HP сможет только, если продемонстрирует рост числа клиентов платформы Palm.

Понимая это, HP планирует активно развивать платформу Palm. Прежде всего, компания собирается объединить бизнес Palm со своим отделением персональных компьютеров и увеличить нынешний бюджет на разработку и маркетинг мобильных продуктов. Помимо оборудования HP также намерена развивать ОС Palm WebOS, предназначенную для смартфонов, а также распространить эту ОС на мобильные планшеты — новую область, в которую компания собирается выйти, вдохновленная успехом устройства Apple iPad. Правда, первые планшеты HP, которые должны появиться уже в этом году, будут работать под управлением Microsoft Windows. Кроме того, HP возможно использует WebOS и для нетбуков, которые сейчас особенно популярны. Однако выходя на рынок мобильных ОС, HP вступает в конкуренцию с Microsoft и Google, победить которых будет нелегко.

Мнения аналитиков по поводу перспектив этой сделки расходятся. Одни считают, что хотя ни один из ее участников не преуспел на мобильном рынке, вместе они смогут добиться успеха. Palm получит финансирование и поддержку со стороны огромной международной корпорации с ее развитой сетью продаж, партнеров и дистрибуции.

Что касается HP, то она сможет сэкономить время и деньги на разработке собственной мобильной платформы и ускорить выпуск в продажу новых смартфонов, чтобы подстегнуть свой вялый мобильный бизнес. А для их продвижения HP сможет использовать опыт в области ПК, который позволил ей в свое время обойти главного конкурента Dell.

Однако некоторые наблюдатели настроены скептически, считая, что раз уж Palm не смогла добиться положительных результатов, несмотря на свою знаменитую торговую марку и обширную клиентскую базу, HP придется нелегко, поскольку компания мало известна на мобильном рынке и не имеет прочных связей с сотовыми операторами.