Автор: Сьюзен Крэмм


Сначала хорошие новости. Руководители информационных служб и бизнес-подразделений возлагают большие надежды на ИТ. Три четверти из принявших участие в недавнем опросе отводят ИТ решающую роль в обеспечении конкурентоспособности или считают их существенно важными для управления бизнес-рисками и затратами. А примерно 60% опрошенных полагают, что инициативы, предусматривающие использование ИТ, дают приемлемый или прекрасный экономический эффект.

Но есть одна загвоздка. Исследование, организованное компанией Valuedance при поддержке журнала Harvard Business Review, показывает, что, несмотря на господствующее среди руководителей информационных служб и бизнес-подразделений мнение о важности и большой пользе ИТ, подавляющее большинство из них не считает, будто успешно справляется с управлением информационными технологиями.

Что касается нынешней трактовки “познаний в области ИТ”, то предоставим слово самим респондентам: “познания в области ИТ” — это, по их мнению, понимание того, как извлечь максимум возможного из имеющихся систем, знакомство с возможностями технологии и тенденциями ее развития, способность использовать ИТ для разработки стратегии на их основе, целенаправленно расходовать ресурсы и предлагать комплексные решения.

Лишь 20% опрошенных оценили управление технологией со стороны руководителей информационных служб и бизнес-подразделений на “хорошо” или “отлично”. Всего 25% лидеров бизнеса считают себя разбирающимися в ИТ, а примерно 50% из них признались, что предъявляют к ИТ непродуманные требования. Они стремятся заполучить любые технологии независимо от их экономического эффекта, часто изменяют требования, предъявляемые к имеющимся у них системам, и не знают, как их использовать.

Только 10% руководителей информационных служб и бизнес-подразделений сообщили, что в их организациях действует определенный порядок управления ИТ. Начальники бизнес-подразделений обосновывают затраты на технологию, техническая стратегия рассматривается ими как часть стратегии бизнеса или разрабатывается на основе последней; руководители бизнеса, знакомые с имеющейся техникой, являются инициаторами изменений, которые становятся возможными благодаря ИТ. Кроме того, менее 10% компаний возлагают на руководителей бизнес-подразделений ответственность за обеспечение эффективности бизнеса на основе технических достижений.

Такая ситуация заставляет вспомнить анекдот о пятилетней девочке, страстной футбольной болельщице. Однажды, когда ее любимая команда проиграла матч, она заявила родителям: “Моя команда прекрасно играет и всегда выигрывает”. Ее энтузиазм заслуживал уважения, хотя и противоречил фактам. Команда вечно толпилась около мяча и всегда проигрывала. Никто не знал, как построить игру, никто не вел счет очков, но в конце сезона каждый получал награду. Точно так же в обследованных организациях руководители испытывают энтузиазм по поводу ИТ, но признаются, что на самом деле не знают, что с ними делать. О своих успехах они судят, основываясь больше на ощущениях, чем на фактах.

Более того, представители бизнеса далеко не всегда знают, что делают специалисты по ИТ, и наоборот. Плюс к этому у них различные мнения по поводу следующих классических стереотипов о роли ИТ: руководители информационных служб разбираются в бизнесе; специалисты по ИТ должных знать бизнес лучше, чем бизнес-подразделения; представители бизнеса постоянно меняют требования к своим системам. Различия в ответах достигают 50%. В качестве позитивного момента можно отметить, что, по убеждению руководителей информационных служб и бизнес-подразделений, отпускаемые на ИТ средства расходуются ответственно, аутсорсинг используется там, где это необходимо, а управление компаниями, предоставляющими услуги аутсорсинга, осуществляется эффективно.

Чем лучше руководители разбираются в ИТ, тем шире они используют важнейшие приемы управления информационными технологиями и тем чаще отказываются от негативных стереотипов в отношении ИТ. Например, в тех организациях, где начальники информационных служб и бизнес-подразделений хорошо ориентируются в ИТ, эти технологии дают приемлемый или прекрасный экономический эффект (93% опрошенных). Здесь начальники бизнес-подразделений выступают инициаторами изменений в бизнесе, для чего требуется вкладывать средства в информационные технологии (90% респондентов), а информационные продукты и сервисы удовлетворяют потребности бизнеса (88% опрошенных).

К сожалению, одни стереотипы изменить сравнительно легко, другие — труднее (например, мнение, будто ИТ-подразделения излишне забюрократизированы и стремятся подчинить все себе, а когда появляется необходимость в техническом решении, не могут его предложить). Положительных сдвигов не произойдет, пока руководители бизнеса и информационных подразделений не начнут разбираться в ИТ (т. е. заслужат по этому показателю оценку “хорошо” или “отлично”).

Даже наиболее передовые организации ведут дела на недостаточно высоком уровне. Среди таких организаций, получивших оценки “хорошо” и “отлично”, лишь 59% применяют технологии для того, чтобы добиться конкурентных преимуществ. Использование важнейших приемов управления носит здесь эпизодический характер, сохраняются негативные стереотипы по отношению к ИТ.

Понятно, что организации, хорошо освоившие ИТ, перешли в более высокую лигу. Однако совершенно очевидно, что еще предстоит извлечь максимальную пользу из ИТ. Ведь остаются неиспользованными возможности для создания новых приемов управления информационными активами, которые позволят полностью задействовать их потенциал в интересах предприятия.