Такой вопрос прозвучал на пресс-конференции, прошедшей 24 марта в рамках конференции CloudConf-2010, организованной компанией Softline и собравшей более 200 участников. Пресс-конференцию вели представители основных игроков на данном рынке в мире и, в частности, в России – Softline, Parallels, Microsoft, Trend Micro, Cisco Systems, Vmware и др. В целом спрос на SaaS-решения находится на самом начальном этапе, он только формируется. В СНГ основная целевая аудитория – компании сегмента СМБ, причем преимущественно – start-up’ы, у которых внутренняя ИТ-инфраструктура еще не создана, поскольку у давно функционирующих компаний сначала необходима эволюция имеющейся инфраструктуры. Самые же крупные компании, по мнению многих экспертов, полностью «в облака» однозначно не уйдут.
Докладчики отметили, что основной проблемой для воплощения SaaS-модели в стране остается недоверие и опасение компаний за свои данные. По мнению выступавших на пресс-конференции, на ИТ-рынке ожидается большое перераспределение, и вендорам, не желающим остаться за бортом, необходимо либо стать также и провайдером услуг, либо поставлять таковым свои продукты.
Все выступавшие в один голос говорили о большой экономической эффективности SaaS-решений, однако Олег Коверзнев, менеджер по развитию бизнеса, технологии ЦОД и виртуализации Cisco Systems, справедливо отметил, что анализ эффективности – дело сложное и большинство компаний попросту не могут оценить свою инфраструктуру и степень ее эффективности.
На вопрос же, чем сегодняшние SaaS-решения отличаются от концепции 15-летней давности под названием «тонкий клиент», ответ был такой: только недавно появились мощные ЦОД’ы с широкополосными каналами связи и средства виртуализации, которые обеспечивают широкий размах и большие возможности реализации облачных вычислений. Без них это было невозможно.
Конкретных же примеров успешного внедрения на пресс-конференции озвучено, к сожалению, не было. Отмечалось несовершенство законодательной базы по части ответственности за данные при предоставлении услуг. Отсюда вывод – первые компании-смельчаки, ринувшиеся в «облачные пучины», вполне могут «набить себе шишки».
И все же стечение большого количества народа на конференции говорит об явном интересе к теме и ее перспективности. Ведь в мире, по оценке Gartner, этот рынок приближается к $10 млрд.
Напомним, что мировой объем рынка SaaS в 2009 г., по данным аналитического агентства Gartner, составит $7,5 млрд против $6,4 млрд в 2008 г., т. е. в этом сегменте был рост на 17,7%. По прогнозам аналитиков Gartner, устойчивый рост рынка SaaS сохранится вплоть до 2013 г., когда его объем на рынке корпоративных приложений достигнет $14 млрд.
Самый крупный подсегмент – это ПО поддержки контента, коммуникаций и коллективной работы (CCC), на долю которого придется почти $2,6 млрд. Gartner также отмечает активный рост SaaS-подсегмента программ класса CRM, его доля выросла с 8% в 2005 г. до 20% в 2008 г. Аналитики Gartner ожидают здесь дальнейшего роста и в текущем году, когда его доля достигнет почти 24% от всех продаж ПО класса CRM (см. таблицу).
Структура рынка SaaS в сегменте корпоративного ПО ($ млрд)
Тип ПО |
2009 |
2008 |
ПО поддержки контента, коммуникаций и коллективной работы (CCC) |
2,573 |
2,143 |
Офисные пакеты |
68 |
56 |
ПО создания цифрового контента (DCC) |
62 |
44 |
ПО управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) |
2,281 |
1,872 |
ПО управления ресурсами предприятия (ERP) |
1,239 |
1,176 |
ПО управления цепочками снабжения (SCM) |
826 |
710 |
Другое прикладное ПО |
472 |
387 |
Корпоративное ПО, всего |
7,521 |
6,388 |
Источник: Gartner