По результатам четвертого квартала 2009 года украинский рынок электроники достиг высочайшей точки продаж за весь 2009 год; при этом второй квартал подряд наблюдается продолжительная положительная динамика. Тем не менее, четвертый квартал все же показал худшие результаты, чем ожидалось. Объемы продаж всех сегментов рынка уменьшились, вместе с тем ИT-сектор развивался лучше, чем рынок в целом. Опять таки, наибольшее падение продаж и наихудшая годовая динамика зафиксированы в телекоммуникационном секторе. Несколько продуктовых групп показали положительную динамику, наиболее заметные среди них — ноутбуки и смартфоны. Последний квартал 2009 года показал обычную сезонность и замедление падения продаж во всех секторах.
В четвертом квартале 2009 сравнительно с предыдущим годом более всего пострадали секторы телекоммуникационного обору-дования, офисного оборудования и расходных материалов, фото и потребительской электроники: их отрицательный рост варьируется от 25% до 20% в сравнении с прошлым годом. Очевидным исключением среди всех секторов является ИТ-сектор с умеренным падением на 2,4%.
Ситуация на рынке телекоммуникационного оборудования в последнем квартале 2009 резонирует с общегодовой динамикой. На протяжении всего 2009 года телеком-сектор развивался так же, как и другие рынки техники, главным образом через резкое падение продаж мобильных телефонов, основной продуктовой группы этого сектору. В четвертом квартале 2009 продажи мобильных телефонов сократились на 32%. Внутри этой продуктовой группы отмечается рост дешевых ценовых сегментов, который легко можно объяснить общим падением экономики. Противоположную тенденцию можно проследить в новой высокотехнологической группе смартфонов. Продажи этих устройств возросли на 146% в квартальном сравнении и на 73% — в годовом. Таким образом, можно констатировать наличие двух противоположных тенденций на рынке: доминирование базовых моделей мобильных телефонов и общий рост смартфонов. И хотя в абсолютных показателях смартфоны еще далеки от доминирования на рынке, однако тенденция проявляется довольно четкая.
По обыкновению, рынок фототоваров имеет два пика продаж: один приходится на период летних отпусков и второй — на декабрьские распродажи. Однако такая сезонность была прервана в 2009, причем продажи третьего квартала превысили продажи четвертого. За счет такой динамики фото-рынок стал исключением среди других рынков техники. Декабрьские продажи стали наибольшими за круглый год, тем не менее, продажи в августе-сентябре количественно превысили результаты общие по октябрю и ноябрю. Сравнение четвертого квартала 2009 года с соответствующим периодом 2008 показывает, что падение замедляется: с 43% (третий квартал 2009 относительно третьего квартала 2008) до 22,7%. Общегодовое уменьшение продаж составило 38%.
Сектор ИТ показал наилучшие показатели в четвертом квартале 2009. Падение продаж остановилось на пометке 2,4%, это самый удовлетворительный результат за год. Такой успешный показатель был обусловлен продажами ноутбуков, которые увеличили свой показатель на 17,5%. Результаты двух других продуктовых групп не были настолько оптимистичными: настольные компьютеры и мониторы показали значительное падение — на 22,8% и 27,4% соответственно.
Данные основаны на исследованиях, которые проводит панель Retaіl and Technology (Панель розничной торговли).
Результаты в форме таблицы
Оборот в млн грн |
Q1
|
Q2
|
Q3
|
Q4
|
Q4 2009/
|
Q1-Q4
|
Q1-Q4 2009/
|
Фото |
186 |
188 |
272 |
265 |
-22.7% |
911 |
-37.9% |
ИТ |
1 140 |
891 |
1 537 |
2 027 |
-2.4% |
5 596 |
-36.4% |
Телеком-муникации |
968 |
909 |
1 267 |
1 393 |
-25.5% |
4 538 |
-46.1% |
Источник: GfK TEMAX Ukraine, GfK Retail and Technology