По результатам четвертого квартала 2009 года украинский рынок электроники достиг высочайшей точки продаж за весь 2009 год; при этом второй квартал подряд наблюдается продолжительная положительная динамика. Тем не менее, четвертый квартал все же показал худшие результаты, чем ожидалось. Объемы продаж всех сегментов рынка уменьшились, вместе с тем ИT-сектор развивался лучше, чем рынок в целом. Опять таки, наибольшее падение продаж и наихудшая годовая динамика зафиксированы в телекоммуникационном секторе. Несколько продуктовых групп показали положительную динамику, наиболее заметные среди них — ноутбуки и смартфоны. Последний квартал 2009 года показал обычную сезонность и замедление падения продаж во всех секторах.

В четвертом квартале 2009 сравнительно с предыдущим годом более всего пострадали секторы телекоммуникационного обору-дования, офисного оборудования и расходных материалов, фото и потребительской электроники: их отрицательный рост варьируется от 25% до 20% в сравнении с прошлым годом. Очевидным исключением среди всех секторов является ИТ-сектор с умеренным падением на 2,4%.

Ситуация на рынке телекоммуникационного оборудования в последнем квартале 2009 резонирует с общегодовой динамикой. На протяжении всего 2009 года телеком-сектор развивался так же, как и другие рынки техники, главным образом через резкое падение продаж мобильных телефонов, основной продуктовой группы этого сектору. В четвертом квартале 2009 продажи мобильных телефонов сократились на 32%. Внутри этой продуктовой группы отмечается рост дешевых ценовых сегментов, который легко можно объяснить общим падением экономики. Противоположную тенденцию можно проследить в новой высокотехнологической группе смартфонов. Продажи этих устройств возросли на 146% в квартальном сравнении и на 73% — в годовом. Таким образом, можно констатировать наличие двух противоположных тенденций на рынке: доминирование базовых моделей мобильных телефонов и общий рост смартфонов. И хотя в абсолютных показателях смартфоны еще далеки от доминирования на рынке, однако тенденция проявляется довольно четкая.

По обыкновению, рынок фототоваров имеет два пика продаж: один приходится на период летних отпусков и второй — на декабрьские распродажи. Однако такая сезонность была прервана в 2009, причем продажи третьего квартала превысили продажи четвертого. За счет такой динамики фото-рынок стал исключением среди других рынков техники. Декабрьские продажи стали наибольшими за круглый год, тем не менее, продажи в августе-сентябре количественно превысили результаты общие по октябрю и ноябрю. Сравнение четвертого квартала 2009 года с соответствующим периодом 2008 показывает, что падение замедляется: с 43% (третий квартал 2009 относительно третьего квартала 2008) до 22,7%. Общегодовое уменьшение продаж составило 38%.

Сектор ИТ показал наилучшие показатели в четвертом квартале 2009. Падение продаж остановилось на пометке 2,4%, это самый удовлетворительный результат за год. Такой успешный показатель был обусловлен продажами ноутбуков, которые увеличили свой показатель на 17,5%. Результаты двух других продуктовых групп не были настолько оптимистичными: настольные компьютеры и мониторы показали значительное падение — на 22,8% и 27,4% соответственно.

Данные основаны на исследованиях, которые проводит панель Retaіl and Technology (Панель розничной торговли).  

Результаты в форме таблицы

Оборот в млн грн

Q1
2009

Q2
2009

Q3
2009

Q4
2009

Q4 2009/
Q4 2008 +/- %

Q1-Q4
2009

Q1-Q4 2009/
Q1-Q4 2008

Фото

186

188

272

265

-22.7%

911

-37.9%

ИТ

1 140

891

1 537

2 027

-2.4%

5 596

-36.4%

Телеком-муникации

968

909

1 267

1 393

-25.5%

4 538

-46.1%

Источник: GfK TEMAX Ukraine, GfK Retail and Technology