Корпорация Microsoft сообщила о своих финансовых результатах за последний квартал прошедшего календарного года на неделю позднее обычного. Наблюдатели гадали — к чему бы это? Чаще всего такие задержки бывают, когда результаты оказываются ниже прогнозируемых… 

Но опубликованный Редмондом отчет показал: дела обстоят ровным счетом наоборот: последние три месяца оказались рекордными для корпорации, а по некоторым показателям и для всего ИТ-рынка. Ее доход и чистая прибыль составили соответственно 19,02 млрд. и 6,66 млрд. долл., что на 14 и 60% выше показателей аналогичного периода годичной давности, который был еще почти не отмечен влиянием кризиса. Отличная концовка года, который для Microsoft складывался не самым лучшим образом: впервые в своей истории компания переживала общеэкономические трудности тяжелее, чем многие другие члены группы мировых ИТ-лидеров. 

Анализ отчетов Microsoft показывал: главной причиной ее делового «нездоровья» было нарастающее падение продаж одного из главных столпов бизнеса корпорации — настольных ОС. Причем дело было совсем не в кризисе: проблемы тут обнаружились еще за полгода до его начала. А общеэкономические трудности проявили их еще очевиднее — продажи клиентских Windows падали, тогда как другие основные направления деятельности компании чувствовали себя относительно благополучно, а серверное подразделении даже демонстрировало рост (см. рис.). 

Рис. Доход Microsoft по различным направлениям бизнеса

В качестве основных причин этого наблюдатели назвали не только внутренние (технологические) проблемы с переходом на Vista, но и обострение конкурентной ситуации на рынке настольных систем. Сможет ли Windows 7 переломить негативную для Microsoft тенденцию? На этот вопрос должен был дать ответ выпуск новой ОС. 

И сейчас в общем-то можно констатировать, что позитивный ответ получен: именно Windows 7 помогла Редмонду добиться рекордных финансовых результатов. Конечно, свою долю в этот успех внесли также улучшение общеэкономической ситуации и фактор конца года (пик продаж всегда приходится на этот период). Но все же основной вклад нового продукта несомненен. Отметим, что Microsoft намного перекрыла прогноз IDC: полгода назад аналитики говорили о возможности продажи 40 млн. копий Windows 7 до конца 2009-го, а Microsoft сообщила о поставках более 60 млн. лицензий. 

Рис. Динамика изменения продаж клиентских Windows за последние годы

Нынешний пик продаж Windows намного острее, чем при выпуске Vista три года назад (см рис. выше). Правда, тут нужно отметить несколько моментов в пользу «семерки»: ее появление пришлось на конец года, к тому же на начало квартала, а главное — нынешнему пику предшествовал более выраженный спад. Так или иначе, но теперь направление клиентских OC опять вышло на первое место среди других бизнес-подразделений корпорации. А вот надолго ли — это мы увидим по данным за 2010 г., но можно прогнозировать, что в I квартале будет спад продаж Windows 7, после которого поставки выйдут на «ламинарный» отрезок своего жизненного цикла. 

Рис. Структура бизнеса настольных Windows

Напомним также, что Windows — это один из главных (наряду с Office) источников прибыли корпорации, рентабельность этого направления доходит порой до 80% (см рис. выше). Здесь стоит обратить внимание на объемы затрат, сезонные колебания которых связаны в основном с расходами на продвижение (в том числе на рекламу) продукта. На графике хорошо видно, что принцип «реклама — двигатель торговли» не теряет своей актуальности вне зависимости от качества продукции — пик затрат пришелся также на предновогодние продажи. 

*Microsoft обычно сообщает предварительные итоги через три недели после окончания отчетного периода. В этот раз сведения были опубликованы 28 января.