Задача повышения эффективности использования операторами связи своих сетей, по мнению компании Alcatel-Lucent, от получения конкурентных преимуществ вырастает в проблему выживания. Так, директор группы мультимедийных приложений и дополнительных услуг Alcatel-Lucent в России Марина Колганова считает, что если операторы сетей сами не обратят внимание на такое направление, как мультимедийные услуги, то провайдеры таких услуг начнут активно “откусывать” куски от “пирога” операторского бизнеса, тесня его пассивных представителей.

Свой вывод она делает на основе экспертных наблюдений, свидетельствующих о том, что индивидуальные пользователи сегодня проявляют неудовлетворенность услугами связи из-за их невысокого качества и неудобства — отсутствия персонализации и единого доступа к ним. Корпоративные клиенты в своих претензиях к качеству услуг идут еще дальше, обращая внимание на эмоциональные предпочтения заказчиков. Их волнуют также технологические барьеры, снижающие отдачу от ресурсов. Поставщики услуг как клиенты сетевых операторов озабочены увеличением среднего дохода с абонента (APRU), повышением отдачи от инвестиций в бренд. Они ищут новые бизнес-модели, в которых важную роль играет максимально гибкая дифференциация услуг при высоком их качестве и надежности.

Подобная конъюнктура, на взгляд г-жи Колгановой, благоприятна для повышения рентабельности операторских сетей посредством смещение предоставляемых на сети услуг от провайдеров неконтролируемых сервисных приложений в сторону сетевых операторов, посредством ввода новых качественных услуги, среди которых наиболее очевиден гибкий билинг передаваемой информации.

Она полагает, что позиции операторов в цепи создания стоимости услуг (и их предоставлении) можно укрепить, добавив к небольшому числу массовых высокодоходных услуг (SMS, передача голоса и данных), к эксклюзивным услугам сторонних провайдеров, предназначенных для узкого круга потребителей, новые операторские сервисы, объединенные с сервисами сторонних провайдеров. Например, за счет использования операторских сетей для тарификации услуг сторонних провайдеров (таких, как YouTube, Google), которые тоже заинтересованы в увеличении своих доходов за счет оплаты предоставляемых сервисов, дифференциации контента, обеспечения надежного доступа к нему, чего без операторов им сделать невозможно.

В этом направлении всех участников бизнеса предоставления услуг подталкивает, как считают представители компании Alcatel-Lucent, нынешняя нестабильная модель взаимодействия в сетях. “С одной стороны, есть операторы, располагающие надежными широкополосными IP-сетями, с другой — разработчики с большим количеством приложений поверх этих сетей. И эти две части сегодня связаны плохо. В то же время желание повысить КПД ресурсов испытывают как первые, так и вторые”, — делится своими наблюдениями г-жа Колганова.

Концепция Application Enable компании Alcatel-Lucent как раз нацелена на создание среды, объединяющей операторов связи, поставщиков сетевых услуг, поставщиков контента и дополнительных услуг. Эта концепция, по мнению Alcatel-Lucent, позволяет создать общую экосистему с возможностью разработки и внедрения новых услуг в операторских сетях, улучшения обслуживания потребителей, включая надежность связи и безопасность информации.

Как считают представители Alcatel-Lucent, эта концепция позволяет предоставлять большой объем контента из надежных источников, обеспечивает проникновение мультимедийных продуктов во все сферы жизни абонентов, авторизацию пользователей в сети, персонализацию услуг и их тарификацию. Кстати, рекламодатели внимательно оценивают возможности персонализации рекламы и поддержку передачи информации о присутствии абонентов.

Для активизации операторов в области предоставления услуг (в первую очередь мультимедийных) и реализации своей концепции Alcatel-Lucent предложила стратегию четырех “К": коммуникации, контент, контроль, контекст (см. рисунок). Каждый из четырех блоков стратегии, как сообщил Александр Шунин, менеджер по развитию бизнеса отделения мультимедийных технологий и услуг Alcatel-Lucent в России, имеет свой набор решений, которые в совокупности и реализуют концепцию Application Enable.

С помощью этих решений и продуктов можно передавать голос, данные, потоковое ТВ, информацию о присутствии абонентов и месте их нахождения, полный профиль абонента — данные о получаемых им услугах, объемы и способы оплаты. Они также обеспечивают среду разработки новых услуг, внедрение компонентов для их поддержки, доставку контента на различные пользовательские терминалы в сетях фиксированной или мобильной связи.

Стратегия четырех “К” позволяет операторам строить современные высокопроизводительны сети, Alcatel-Lucent называет их High Leverage Networks. Это конвергированные, полностью базирующиеся на IP сети с различными типами пользовательского доступа, оптимизированные для предоставляемых приложений и настроенные под них. Как считает вендор, в данном случае мы получаем инструмент разработки и предоставления новых услуг, способных повышать удовлетворенность пользователей разных сегментов. Благодаря хорошей масштабируемости, возможностям управления, динамической полосе пропускания, комбинированному проводному и беспроводному доступу они помогают снижать издержки и повышать эффективность эксплуатации сетей.