Исследование глобального рынка мобильных устройств, опубликованное компанией Gartner в середине декабря 2009 г., показывает, что в целом данный рынок стабилизирован, и аналитики ожидают небольшой рост, который приведет в 2010 г. в увеличению объема продаж на 9%.

Наиболее благополучны рынки азиатско-тихоокеанского региона, Западной Европы и Северной Америки — там в 2008-2009 г. зафиксирован прирост объема продаж, в других регионах, включая Японию, Латинскую Америку и Африку продажи явно упали.

Более стабильно, чем ожидалось, выглядит рынок Западной Европы. Но мировой рынок в целом потерял 0,67% по сравнению с 2008 г., что составило 1,214 млрд. устройств (объем рынка в 2008 г. — более 1,222 млрд. штук). К счастью, это намного меньше спада в 3,7 %, предсказанного аналитиками Gartner в сентябре этого года.

Одна из основных причин, называемых исследователями — рост продаж на «сером» рынке. Серый рынок (или рынок «безымянных» устройств) в основном питают китайские производители, не имеющие лицензий на производство и продажу мобильных брендов в международном идентификаторе мобильного оборудования (IMEI). Однако сегодня с «серым» рынком производители и поставщики сталкиваются не только в Китае, но и на всех развивающихся рынках: в азиатско-тихоокеанском регионе, западной Европе, среднем Востоке и Латинской Америке. Это явление вызывает снижение средневзвешенной цены за устройство, и именно оно стало главной причиной снижения доли Nokia на мировом рынке.

На общие экономические условия 2009 г. оказали влияние снижение чистой прибыли и расширенные (от 12 до 18 месяцев) возвратные циклы на зрелых рынках. Gartner полагает, что в глобальном масштабе эти циклы вместе со значительным ростом цен на смартфоны и числа коротких контрактов вернут глобальную экономику к нормальному уровню в течение двух лет. Аналитики также ожидают стабилизации рынков вторичных продаж в развивающихся странах и мирового рынка продаж SIM-карт в 2010 г., но это станет началом спада в 2011 г., когда потребитель будет меньше ощущать давление макроэкономических факторов.

Объем продаж смартфонов в 2009 г. вырастет на 14% от общего объема всех мобильных устройств (что на 23,6% выше по сравнению с 2008 г.), а в 2013 г. рост будет еще существеннее — около 38%. Однако этот положительный эффект может быть нивелирован операторами мобильной связи, которые намерены продавать все смартфоны с комплекте с тарифными планами с плоскими, но высокими тарифами. Это, безусловно, повысит стоимость владения смартфонами на массовом рынке. Несмотря на это Gartner прогнозирует, что средневзвешенная цена на устройство упадет в 2010 г. на 3%.

Устойчивость рынков Западной Европы и Азиатско-тихоокеанского региона сбалансирована более низким, чем ожидалось уровнем продаж в Латинской Америке, Среднем востоке и Африке. Но рост на уровне 20% в 2010 г. будет возможен лишь на зрелых рынках. На составляющие цены устройства будет по-прежнему влиять глобальный спад, и в большей степени он затронет программную, контентную и сервисную составляющие, заставляя традиционных производителей мобильных телефонов перестраивать свою стратегию, чтобы остаться в верхней части рейтинга.

Источник: www.itbestsellers.ru