По прогнозу аналитической компании Gartner, до конца текущего года все поставщики ПК обнародуют свои планы выхода на рынок смартфонов, который, как предполагается, вырастет в 2009-м на 29% и достигнет 180 млн. штук, обогнав сегмент ноутбуков.

Как считают аналитики, в настоящее время на долю смартфонов приходится 14% от общего объема продаж мобильных устройств, но к 2012-му этот показатель поднимется до 37%, а объем продаж составит $191 млн., в то время как мобильных ПК будет продано на сумму $152 млн.

В результате производители ПК больше не смогут игнорировать рынок смартфонов и уже в нынешнем году постараются занять на нем определенное место, полагает ведущий аналитик Gartner Роберта Козза. Однако если исключить компанию Apple с ее успешным устройством iPhone, совокупная доля поставщиков ПК на рынке смартфонов не превысит 1%, а в течение следующих трех лет ни один из этих игроков (опять же кроме Apple) не захватит долю больше более 2%.

«Поставщики ПК должны понимать, что, хотя слияние технологий открывает перед ними возможность выхода в область смартфонов, принципы работы и подход к позиционированию продуктов и маркетингу здесь сильно отличаются от того, что принято на рынке ПК, — сказала Роберта Козза. — Производителям ПК будет трудно использовать имеющиеся цепочки поставок и каналы продаж для расширения присутствия на рынке смартфонов. Для успешного продвижения смартфонов и ноутбуков применяются разные подходы к маркетингу и продажам».

Как отмечает Gartner, поставщики ПК традиционно представляли смартфоны на базе ОС Windows Mobile, используя свои налаженные связи с Microsoft и накопленный опыт взаимоотношения с корпоративными клиентами. Типичный примером такого подхода является компания Acer, которая занимает третье место в мире по продажам ПК и второе по нетбукам. В прошлом году этот производитель купил фирму E-ten и выпустил ряд Windows-смартфонов, в том числе модель BeTouch E200.

Однако, судя по опыту Acer, неизвестно, какую выгоду от выхода поставщиков ПК на рынок смартфонов получит Microsoft, которая недавно выпустила версию Windows Mobile 6.5, встретившую довольно прохладный прием. С одной стороны, Acer действует активно: во-первых, она переименовала имеющиеся устройства E-ten; во-вторых, выпустила свою серию продуктов под брендом Tempo, а в-третьих, запустила еще два бренда — BeTouch и NeoTouch. Но, с другой стороны, эта компания анонсировала Liquid — смартфон на базе Linux-системы Android.

Еще больше беспокойства у Microsoft вызывает Dell, которая несколько лет назад создала карманный компьютер Axim под управлением Windows, но недавно объявила о выпуске в следующем году смартфона на базе не Windows, а Android. Основу этой модели составляет устройство Dell Mini 3i Android, представленное в Китае. По слухам, Dell также готовит выпуск мобильного интернет-устройства на базе Android.

Еще один сторонник Microsoft — компания Asus, известная своими ПК и телефонами на базе Windows Mobile, -- готовит, стараясь не афишировать свою работу, модели под управлением Linux и Android. Это, например, Linux-смартфон Nuvifone G60, который создается совместным предприятием GarminAsus. Уже вышла модель Nuvifone на базе Windows Mobile, а в следующем году должна появиться Android-версия.

В своем исследовании Gartner выделяет пять основных проблем, с которыми столкнутся производители ПК при выходе на рынок смартфонов:
• смартфоны — это не урезанные версии мобильных ПК; их технические характеристики не так важны;
• каналы дистрибуции мобильных телефонов в значительной степени контролируются операторами мобильной связи;
• бренд и опыт пользователей имеют большое значение для продвижения мобильных устройств;
• производители мобильных устройств собираются доминировать на рынке мобильных интернет-устройств, потому что они лучше понимают характер использования Интернета;
• распространение смартфонов в потребительской среде открывает им дорогу в корпоративный сектор, поэтому именно потребители, а не ИТ-менеджеры принимают решение о покупке.

По словам Козза, конкуренция на рынке смартфонов стремительно набирает обороты, и даже старым игрокам становится трудно сохранить или расширить свою долю. Определяющими факторами здесь становятся понимание поведения мобильных пользователей, конкурентоспособность, позиционирование мобильных устройств и взаимоотношения с операторами сетей мобильной связи. Поскольку быстро добиться преимуществ во всем этом довольно трудно, доля каждого поставщика ПК на рынке смартфонов в обозримом будущем не будет превышать единиц процентов.