22 октября депутаты Верховного совета приняли в первом чтении законопроект № 3271 от 25.05.2009 «Про внесення змін та доповнень до деяких законодавчих актів України (щодо протидії розповсюдження дитячої порнографії)». Этот законопроект, а также законопроект № 1340 от 14.01.2008 «Про внесення змін та доповнень до Кримінального кодексу України (щодо захисту суспільної моралі)» (принятый в первом чтении 09.06.2009) хотя и включают ряд позитивных положений, но в целом не решают задекларированную задачу. Более того, они создают правовую и технологическую базу для новых нарушений в сфере компьютерных систем и телекоммуникационных сетей.

Например, в законопроекте №3271 содержится требования касательно хранения провайдером информации о всех посещенных абонентом веб-ресурсах, что не только ограничивает гарантированные Конституцией Украины права и свободу граждан, но и создает угрозу для накопления и последующего разглашения «компромата» на тех или иных граждан или должностных лиц. Фактически провайдера превращают в жандарма, который должен следить за действиями всех абонентов в Сети. Кроме того, в законе есть пункт о том, что Кабмин устанавливает срок, порядок и перечень информации касательно ресурсов, посещенных абонентом, что означает прямой путь к цензуре в Интернете.

Кроме того, законопроекты позволяют выдвинуть обвинение любому провайдеру, поскольку устанавливают его ответственность за использование абонентом сети для доступа к незаконному контенту. Иными словам, провайдер будет нести ответственность за содержание информации, которая передается посредством телекомуникацонной сети. Проведем следующую аналогию. Представим, что дорожно-эксплуатационное управление (ДЭУ) вместо того, чтобы строить новые дороги и ремонтировать существующие, занимается контролем и обыском всех проезжающих машин. При этом ДЭУ несет уголовную ответственность за то, что по обслуживаемой ее дороге таки проехал какой-либо автомобиль с нелегальным грузом в багаже. Нонсенс? Да, но именно такие заботы ВРУ собирается «повесить» на интернет-провайдеров.

Далее, новые законопроекты вводят ответственность за хранение незаконного контента на ПК, что теоретически может подвести под статью уголовного кодекса любого веб-серфера. Ведь наверняка каждый пользователь сталкивался с тем, что во время посещения на первый взгляд абсолютно безобидного сайта открываются всплывающие окна с весьма «взрослыми» картинками, которые автоматически кешируются браузером на жестком диске, при этом совершенно незаметно для пользователя. Таким образом, теперь едва ли не любому пользователю, подключенному к Сети, можно инкриминировать статью за хранение незаконного контента.

Однако вот что вызывает удивление более всего. Не секрет, что нардепы также активно используют Интернет в своей работе (еще в прошлом году в зале заседаний ВРУ к каждому депутатскому рабочему месту была подведена Сеть) и если законопроект вступит в силу, то у провайдеров «осядет» также информация о излюбленных веб-ресурах народных избранников. И кто его знает, какие факты могут тогда всплыть на поверхность…