Объем продаж ИТ и офисного оборудования в Украине во втором квартале 2009 года уменьшился на 55% в сравнении со этим же кварталом минувшего года. В целом, емкость рынка во втором квартале 2009 года составила приблизительно 1,03 млрд. грн.

Рынок телекоммуникаций, который достиг своего дна в апреле, начал постепенно наращивать объемы продаж в мае-июне, однако этот тренд не позволил выйти на положительную динамику по итогам второго квартала. Как результат, объем продаж телекоммуникационной техники сократился на 6,2% в сравнении с первым кварталом текущего года. Отрицательные показатели характерные для всех продуктовых групп сектора, за исключением смартфонов, продажи которых возросли на 22% в сравнении с январем- мартом этого года.

Наибольший спад во втором квартале в сравнении с аналогичным кварталом 2008 года был отмечен на рынке сканеров, мониторов и стационарных компьютеров – 72,8%, 64,2% и 66,1% в стоимостном измерении соответственно.

Меньше всего пострадал рынок ноутбуков, что стало возможным благодаря быстро растущему сегменту нетбуков, относительно недорогих устройств. В целом, во втором квартале 2009 года продажи ноутбуков сократились на 40,5% сравнительно со вторым кварталом 2008 года. Это наименьший показатель падения среди всех групп ИТ и офисного оборудования.

Стационарные компьютеры

Во втором квартале 2009 года на рынке стационарных компьютеров зафиксировано наибольшее падение продаж среди основных продуктовых групп сектора ИТ в сравнении со вторым кварталом 2008 года (66,1% в стоимостном измерении). Объем продаж стационарных компьютеров за первое полугодие в этом году сократился на 65% сравнительно с показателем аналогичного периода 2008 года. Такое падение обусловлено ростам спроса на мобильные компьютеры, отмечает Валентина Печончик, эксперт GfK Ukraіne. На украинском рынке ноутбуков появились модели по доступной цене и техническим характеристикам, которые почти не уступают стационарным компьютерам.

Мониторы

Объемы продаж мониторов во втором квартале 2009 сократились на 64,2% и составили 169,4 млн. гривен. Как известно, продажи мониторов зависят от развития рынка десктопов. В основном, новые мониторы сегодня покупают на замену старым, тем не менее, по причине значительного падения рынка стационарных компьютеров спрос на мониторы также сокращается.

Ноутбуки

Во втором квартале 2009 года объем продаж ноутбуков составлял 490,1 млн. грн., что на 40,5% меньше, чем за аналогичные три месяца 2008 года. На рынке ноутбуков зафиксировано наименьшее падение среди продуктовых секторов групп ИТ и офисного оборудования. Прежде всего, это связано с появлением на украинском рынке нетбуков, средняя стоимость которых колебалась в пределах 2500 гривен. Спрос на эти недорогие ультра мобильные компьютеры стремительно возрос (на 27% в физическом измерении и почти на 25% в стоимостном измерении сравнительно с первым кварталом 2008 года) и продолжает возрастать.

Во втором квартале 2009 года основной сегмент 15-дюймовых ноутбуков уменьшился на 16% в физическом измерении сравнительно с аналогичным периодом 2008 года. Одновременно значительно вырос сегмент ноутбуков с экраном до 10,3 дюймов.

Многофункциональные устройства (МФУ)

Продажи МФУ во втором квартале 2009 года составили 76,9 млн. гривен, что на 47,2% меньше в сравнении с аналогичным кварталом прошлого года. Это падение было наименьшим сравнительно с наибольшими группами сектора офисного оборудования (принтерами и сканерами). Одновременно растет спрос на компактные устройства, которые объединяют в себе несколько функций. Такой выбор обусловлен как удобством, так и доступной ценой.

Принтеры и сканеры

По итогам второго квартала 2009 года рынок принтеров составил 57,9 млн. гривен, что на 57,9% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. Вместе с тем, сравнительно с первым кварталом 2009 года принтеры оказались единственной группой, которая показала положительный рост (1,5% в стоимостном измерении).

Продажи сканеров во втором квартале 2009 года сократились до 6,4 млн. гривен, т.е. почти на 73% в сравнении со вторым кварталом прошлого года.

Результаты в форме таблицы, млн. грн.

 

Q3
2008

Q4
2008

Q1
2009

Q2
2009

Q2 2009/
Q2 2008

Q1-Q2
2009

Q1-Q2 2009/
Q1-Q2 2008

Мониторы

483,2

387,9

214,9

169,4

-64,2

384,3

-62,2

Десктопы

763,6

594,4

310,5

230,9

-66,1

541,4

-65,1

Ноутбуки

1148,5

1094,9

615,0

490,1

-40,5

1105,1

-36,9

МФУ

162,7

168,8

86,9

76,9

-47,2

163,8

-49,5

Принтеры

147,2

110,2

57,1

57,9

-57,5

115,0

-57,0

Сканеры

18,3

13,7

8,0

6,4

-72,8

14,4

-68,2

ВСЕГО

2723,3

2369,8

1292,4

1031,7

-55,0

2324,1

-53,1

Источник: GfK Retail and Technology Ukraine

Мобильные телефоны и смартфоны

Во втором квартале 2009 года общий рынок мобильных телефонов и смартфонов сократился на 55,8% в сравнении с апрелем-июнем 2008 года. (В соответствии с классификацией GfK, смартфонами являются мобильные телефоны, которые оснащены активным дисплеем или клавиатурой QWERTY/QWERZ. Обычно смартфоны также имеют операционную систему: Symbian, Windows Mobile или другую).

Вместе с тем, объем продаж смартфонов, на которые приходится 2,2% общего рынка в физическом измерении, возрос на 14,7%. При этом состоялся рост цен на смартфоны на 17,1%, аналогичный показатель для мобильных телефонов составил 7,29%.

На рынке мобильных телефонов намечается тенденция к росту бюджетных телефонов с базовыми функциональными характеристиками. Относительно структуры рынка по дизайну, наблюдается рост сегмента «блок», что отчасти объясняется сравнительно низкими ценами на такие модели. Елена Пиляева, эксперт GfK Ukraіne полагает, что в условиях финансовой нестабильности покупатели начинают отказываться от связи формата 3G и камер. Те потребители, которые все же таки намерены использовать мобильный телефон для фото- и видеосъемки, удовлетворяются камерами с расширением до 2 мегапикселей.

Несмотря на относительно небольшие объемы продаж смартфонов, можно выделить две технологические тенденции: увеличение доли моделей с сенсорной клавиатурой и доли моделей, которые базируются на операционной системе Symbіan.