По данным аналитической компании Gartner мировые продажи мобильных телефонов во 2-м квартале 2009 г. составили 286,1 млн штук, что на 6,1% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Между тем, за указанный период было продано 40 млн смартфонов, что на 27% больше по сравнению со 2-м кварталом прошлого года. По данным аналитиков, смартфоны являются самым быстрорастущим сегментом рынка мобильной электроники, пишет издание CNews.ru

«Несмотря на сложную экономическую обстановку, некоторые устройства пользуются повышенным спросом, — говорит директор по исследованиям Gartner Каролина Миланеси. — Одни потребители, которые обычно приобретали стандартные устройства среднего ценового диапазона, обратились к более дешевым моделям. Другие — к более технологичным устройствам, рассматривая их как более эффективное вложение денежных средств. Основным драйвером смены телефонов стал высокий спрос на устройства с сенсорными экранами и физическими клавиатурами».

Пятерка крупнейших игроков рынка осталась прежней. На первом месте — Nokia, однако доля компании за год сократилась с 39,5% до 36,8%. Всего в период с апреля по июнь Nokia реализовала 105,41 млн трубок против 120,35 млн годом ранее. Портфолио компании смещено в сторону бюджетных телефонов. Новый флагманский смартфон Nokia N97 был встречен без особого энтузиазма. С июня, когда смартфон поступил в продажу, компания поставила дистрибьюторам всего 500 тысяч N97. Аналитики проводят сравнение с Apple iPhone 3G S, один миллион экземпляров которого был распродан за первый уик-энд. «Компании Nokia необходим успешный высокотехнологичный аппарат, ей необходимо сфокусироваться на сервисах и контенте. Эти три вещи жизненно необходимы для нее, если она хочет реабилитировать свой бренд и удовлетворить ожидания инвесторов», — комментирует Миланеси.

Доля Samsung во 2-м квартале 2008 г. увеличилась с 15,2% до 19,3%. Компания реализовала 55,43 млн аппаратов, добилась успеха благодаря смартфонам с сенсорными экранами и клавиатурами, которые пользовались спросом в развитых государствах. По мнению аналитиков, разрыв между Samsung и Nokia со временем будет сокращаться.

Доля LG увеличилась с 8,8% до 10,7% (30,50 млн проданных устройств). LG «выехала» на развивающихся рынках, включая Китай. Motorola и Sony Ericsson по итогам квартала заняли 5,6% и 4,7% мирового рынка в численном выражении. За год их доли сократились 4,4 и 2,8 процентных пункта соответственно. Основной объем продаж Motorola приходится на Америку. В Западной Европе, например, компания продала менее 1 миллиона устройств из общего объема в 15,95 млн.

Несмотря на, казалось бы, несущественную потерю доли компанией Sony Ericsson, за год ее поставки сократились на целый 41%. Эксперты указывают на слабый модельный ряд вендора — отсутствие новых телефонов с клавиатурами, поддержкой расширенной функциональности для общения, переписки, веб-серфинга и навигации.

Пятерка крупнейших производителей смартфонов выстроилась следующим образом. На первом месте Nokia с долей 45% (минус 2,4% за год), RIM с долей 18,7% (+1,5 %), Apple с долей 13,3% (+10,5%), HTC с долей 6% (+1,9%) и Fujitsu с долей 3% (-0,3).

Продажи Apple выросли за счет того, что в прошлом году компания вывела iPhone в новые регионы. Этот шаг принес существенный положительный эффект. Всего в период с апреля по июнь 2009 г. компания продала 5,43 млн смартфонов, это на 509% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компания занимает третье место среди крупнейших производителей смартфонов с 3-го квартала 2008 г. Между тем, iPhone 3G S пока не дал существенных результатов для укрепления позиции вендора, так как полномасштабные продажи новинки начнутся лишь во 2-й половине года.

4-ю позицию, также с 3-го квартала 2008 г., занимает HTC. Компания изменила свой прогноз по выручке на 2009 г. в худшую сторону.

Что касается мобильных операционных систем, то здесь расклад следующий: Symbian – 51% (против 57% годом ранее), Android принадлежит менее 2% рынка. Доля операционной системы Microsoft продолжает сокращаться, во 2-м квартале Windows Mobile занимала Вего 9%.

Также, во 2-й четверти произошло важное событие — в продажу вышел Palm Pre. Устройство получило исчерпывающее внимание со стороны прессы, однако в финансовом плане показало разносторонние результаты, отмечает старший аналитик Gartner Роберта Козза. Продажи устройства достигли всего лишь 205 тысяч штук. В настоящее время Palm занимает 10-е место среди поставщиков смартфонов. Аналитики не меняют своего отношения к смартфону и продолжают сомневаться в том, что он будет пользоваться высоким спросом за пределами США, где бренд Palm плохо известен.

«В оставшуюся часть 2009 г. производители мобильников должны концентрироваться на возможностях, которые пользуются наибольшим спросом у пользователей и операторов, включая сенсорных экраны, продуманные пользовательские интерфейсы и экосистемы приложений/контента. Кроме того, производители должны бороться за расположение операторов, — заключает Миланеси. В заключительной части года мы ожидаем увеличения конкуренции. Ее будут подстегивать операторы связи, которые начинают продавать E-книги, нетбуки и так далее. В итоге вендоры будут вынуждены создавать высокофункциональные устройства по настолько низкой цене, насколько это будет возможным».