Даже несмотря на то, что некоторые крупные российские телекоммуникационные компании несут убытки по итогам I квартала 2009 г., глобальный финансовый кризис их пока еще мало задел (связь — это все-таки вечный бизнес). Именно поэтому весьма высока вероятность крупных сделок по слиянию и поглощению компаний (M&A) этого сегмента уже в нынешнем году. Одно из перспективных направлений M&A — укрупнение операторов мобильной связи, которые стремятся стать многофункциональными телекоммуникационными холдингами, в которых беспроводной сегмент передачи данных будет только частью бизнеса.

История слияний

Одним из первых на строительство глобального холдинга решились акционеры “ВымпелКома”, почти полтора года назад купившие “Голден Телеком” (цена слияния составила около 3 млрд. евро). При этом выручка объединенной компании за весь 2008 г. увеличилась на 41%, достигнув 10,117 млрд. долл., и лишь чуть-чуть не догнала выручку монооператора МТС (10,245 млрд. долл.). Значительный рост показателей “ВымпелКома”, уверена аналитик УК “Финам Менеджмент” Анна Зайцева, был обусловлен преимущественно присоединением приобретенного оператора “Голден Телеком": без учета бизнеса последнего выручка “ВымпелКома” показала 23%-ный рост, что также ниже показателя МТС. Рентабельность компании за год упала, но всего на два процентных пункта — это отличный показатель для компании, которая оказывает не только высокомаржинальные услуги сотовой связи (здесь рентабельность “ВымпелКома” составляет 51%, что выше 50%-ного показателя МТС), но и сравнительно низкомаржинальные услуги фиксированной связи (в этом сегменте рентабельность — 27%). Впрочем, несмотря на эти замечательные цифры, разрыв между мобильным и фиксированным направлением бизнеса объединенной компании все-таки велик: аналитики ожидали общей рентабельности объединенной компании на уровне 48%, поэтому по итогам года синергетического эффекта от слияния двух компаний инвесторы не увидели.

Вдобавок в связи с объединением “ВымпелКом” лихорадило: заново переоценивались технические проекты, развитие некоторых из них (особенно в “Голден Телекоме”) было остановлено (к примеру, сеть Golden Wi-Fi). Практически единственный успешный проект, уверен директор по развитию бизнеса аналитического агентства J'son & Partners Consulting Александр Милицкий, — это подключение оптоволоконных мультисервисных сетей “Голден Телекома” к магистральным каналам “ВымпелКома”, открывшее возможность широкой региональной экспансии на рынке широкополосного подключения частных и корпоративных клиентов.

Системное слияние

Несмотря на подобные сложности, о готовящейся сделке объявил оператор “Мобильные ТелеСистемы”, причем компания даже получила одобрение Федеральной антимонопольной службы России на приобретение до 100% акций компании “Комстар-ОТС” (цена покупки фиксированного оператора связи — 970 млн. долл.). О технических моментах этого объединения мы уже писали мы уже писали, а вот по мнению руководства МТС, эффективность такой сделки определяется за счет якобы синергии объединения инфраструктур двух компаний, правда, точные цифры никто не называет, предпочитая говорить о фантомных “сотнях миллионов долларов в год”.

Разумеется, объединение каналов связи, с одной стороны, может положительно сказаться на пропуске возрастающего объема интернет-трафика 3G-сетей, с другой — обеспечить региональное развитие “Комстару” на рынке ШПД для частных пользователей. То же самое, но в меньшей степени можно сказать про каналы продаж, рекламу и службу поддержки. Кроме того, отмечает Александр Милицкий, в МТС в этом случае получат и возможность предоставления услуг мобильного широкополосного доступа по технологии WiMAX, которой нет у конкурирующих сотовых операторов. Однако данная технология доступа может вступить во внутреннюю конкуренцию в случае, если МТС в будущем внедрит LTE.

“В целом, — считает Анна Зайцева, — необходимость такого объединения руководством потенциальных покупателей не раскрыта: синергетический эффект от слияния далеко не очевиден, поскольку компании имеют довольно различающиеся бизнес-концепции и географию деятельности. Несмотря на это, мы считаем, что шансы на объединение МТС и “Комстара” превышают 50%: в любом случае АФК “Система”, которая владеет 51% “Комстара”, не помешает получение денежных средств от такой покупки”. По данным аналитиков ИФК “Метрополь”, компания МТС, несмотря на кризис, получает порядка 2 млрд. долл. свободных средств в год, причем направлять все эти средства на развитие UMTS-сетей оператор не будет: для их эффективного функционирования необходимы мощные магистральные каналы связи. Следовательно, приобретение “Комстара” выглядит вполне логичным. Вполне вероятно, что слияние позволит компании увеличить базу кросс-клиентов, а также выйти на рынок фиксированной связи и конвергентных проектов для частных и корпоративных пользователей. В этой ситуации объединенная компания сможет конкурировать не только с “ВымпелКомом”, но и со “Связьинвестом”, который аналогично сочетает фиксированные и мобильные активы. Кстати, и холдинг “Связьинвест” рассматривает возможность приобретения компании “Комстар”, но перспектива подобной сделки еще не ясна.

Рост через покупки

Вполне может состояться и покупка “МегаФоном” компании “Синтерра”. “Операторы любят копировать стратегии конкурентов, — сказала Анна Зайцева, — и у “МегаФона” есть деньги, которые он готов направить на приобретение подешевевших активов”. Стоимость этого актива, по мнению аналитиков “ВТБ Капитал”, может составлять 600—700 млн. долл.

Но позиция “МегаФона” в отношении приобретения “Синтерры” пока не определена, по мнению руководства компании, подача заявления в ФАС еще не свидетельствует об однозначном желании купить: скорее, получение разрешения необходимо впрок, чтобы, при принятии такого решения, сделка могла бы быть закрыта в течение нескольких часов, без дополнительных уведомлений госорганов власти.

По информации Виталия Слизеня, генерального директора “Синтерры”, в настоящий момент доля услуг компании “МегаФону” составляет не более 1—2% оборота: в основном это доступ в Интернет и услуги по пропуску трафика мобильных сетей (как в столичном регионе, так и в УФО). Но оператор явно будет приобретен не из-за этого: “МегаФон” намерен значительно расширить свои позиции на рынке проводного ШПД уже через три-четыре года, а “Синтерра” как раз подходит для этого. По данным iKS-Consulting, “Синтерра” занимает 20% рынка магистрального интернет-трафика. А по оценке аналитиков “Ренессанс Капитала”, приобретение фирмы “Синтерры” позволит “МегаФону” интегрировать ее инфраструктуру с собственной, что упрочит его позиции не только на региональном рынке широкополосного доступа, но и в Санкт-Петербурге за счет поглощения местного оператора “ПетерСтар”. Возможно, оператор добьется серьезного снижения расходов и благодаря экономии на транзите трафика, так как сейчас ему приходится арендовать каналы связи. Причем если “МегаФон” и акционеры “Синтерры” не смогут договориться, то оператор “большой тройки” будет развиваться самостоятельно — благо опыт строительства сетей фиксированной связи в ряде регионов страны у него уже есть.

Правда, с этой сделкой могут возникнуть определенные проблемы. Судя по туманным заявлениям ФАС, в группе компаний “Синтерра” обнаружились стратегические предприятия (возможно, речь идет о МТТ: она в свое время попала в список фирм, которым будет оказана господдержка), а сами компании группы “Синтерра” (в нее входят операторы “Синтерра”, “ПетерСтар”, “Глобал Телепорт”, “ЕвроТел”, “Синтерра Урал” и т. д.) крайне активно работают с государственными органами власти (нацпроект “Образование”, проект по изготовлению загранпаспортов и т. д., кроме того у “Синтерры” вторая по протяженности фиксированная сеть на 73,5 тыс. км, услугами которой пользуется множество спецпотребителей). А вот среди акционеров компании “МегаФон” присутствуют компании с иностранным участием (к примеру, шведско-финская TeliaSonera). Поэтому, судя по мнению государственных органов власти, “МегаФону” придется дополнительно получить разрешение на приобретение “Синтерры” у специальной правительственной комиссии, возглавляемой премьер-министром РФ. Хотя подобная ситуация вызывает известные вопросы — тот же “МегаФон” давно реализует куда как более серьезный проект “Конфиденциальная сотовая связь”, — ей пользуются Министерство обороны, Федеральная служба безопасности и Федеральная служба охраны РФ.

Будет ли эта задержка использована другими претендентами на контрольный пакет “Синтерры” (к примеру, такая сделка потенциально интересна и “Комстару”), покажет время — но вряд ли эти компании смогут сделать интересные ценовые предложения, все-таки свободных денег больше у “МегаФона”, который даже I квартал 2009 г. умудрился окончить с минимальной, но прибылью (в то время как МТС и “ВымпелКом” получили убытки).