Какие компоненты решений в области объединенных коммуникаций наиболее востребованы в нашей стране и за рубежом? Этот вопрос редакция PCWeek/UE задала нашим экспертам из числа интеграторов и разработчиков технологий.

Cреднестатистический заказчик воспринимает UC, прежде всего, как обновление и расширение возможностей традиционной телефонной связи. «На первом этапе пользователь переходит от традиционных телефонных станций к корпоративной IP-телефонии. От внедрения в первую очередь ждут снижения затрат на международную и междугороднюю связь, на развертывание корпоративной сети и централизованное сетевое управление», — отмечает Дмитрий Кукушкин, руководитель направления «Сети и Телекоммуникации» компании «МКС Системная интеграция».

«Те, кто уже внедрил у себя IP-телефонию, интересуются продуктами для роста эффективности работы персонала и ускорения процесса принятия решений, что автоматически повышает качество ведения бизнеса», — считает Евгений Иосифов, инженер по внедрению, департамент разработки и сопровождения решений компании SI BIS. Согласен с коллегой и Сергей Тарасенко, технический директор «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в Украине, который отметил рост заинтересованности пользователей в видеотелефонии, а также в разработке и внедрении контакт-центров. Такие решения помогают компаниям обслуживать большое количество клиентов независимо от того, по каким электронным каналам они поступают: по телефону, через e-mail или с веб-сайта компании.

Высоким спросом всегда пользовались программные эмуляторы офисных телефонов, которые позволяют работать с полным функционалом офисного терминала без аппаратной части. Сегодня они доступны не только для настольных компьютеров, но и для мобильных устройств. Мобильные телефоны сегодня, по сути, являются гибридом телефона с компьютером и обладают своей операционной системой. Для них есть программные решения для эмуляции функций офисных телефонов, которые, несомненно, привлекают внимание заказчиков. Это позволяет сотрудникам работать с мобильного устройства в любой точке планеты, имея под рукой все необходимые офисные средства.

Системы аудио и видеоконференцсвязи сегодня могут поднять на новый уровень культуру внутрикорпоративного общения и существенно экономить затраты. Они позволяют качественно изменить процесс принятия решений за счет сокращения времени, необходимого на совещания и переговоры, — считает Дмитрий Кукушкин, — сотрудники и руководители компании получают возможность постоянно поддерживать контакт с коллегами, партнерами, поставщиками и заказчиками без необходимости покидать офис.

По мнению Александра Сипакова, главы украинского представительства Avaya, распространение видеоконференций также связано с тем, что многие компании осознают, что деловые поездки зачастую слишком дорого обходятся бизнесу. Сегодня бюджеты на командировки радикально сокращаются. Благодаря технологиям обсуждать проблемы и взаимодействовать с удаленными партнерами, как на обычных совещаниях, можно не выходя из собственного офиса.

Согласны с коллегами и представители Cisco. «На сегодняшний день популярность технологий во многом диктует кризис, — отмечает системный инженер Cisco Анастасия Марченко, — Вследствие этого, в эпоху всеобщего сокращения расходов, наиболее востребованными в Украине и за ее пределами, становятся технологии мультимедийного взаимодействия. Эти решения не только позволяют значительно сократить расходы на командировки и услуги связи, но и существенно повысить производительность труда. К ним относятся, в первую очередь, относятся системы аудио-, веб-, видео- конференций. Также все большую популярность приобретает модель SaaS (Software as a Service), когда компания не инвестирует средства в создание собственной коллаборативной платформы, а арендует ее».

Практически все респонденты отметили различия в интересах зарубежных и украинских компаний. «В Украине заказчики особенно заинтересованы в видео- и веб-конференциях, в первую очередь, внутренних. За рубежом же активно смотрят именно в сторону внешних коммуникаций — для связи с клиентами и партнерами независимо от того, где они находятся, — рассказывает Роман Бородин, менеджер по продажам решений Microsoft, компании «Майкрософт Украина».

Отмечает разницу в подходах отечественных и зарубежных пользователей и главный консультант отдела унифицированных коммуникаций и корпоративной безопасности «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА» Сергей Лисецкий. Согласно его словам, IP-телефония, видеоконференции и голосовая почта для развитых стран — уже пройденный этап, тот минимальный набор, который внедрен практически во всех компаниях. В инфраструктуре зарубежных предприятий сегодня наиболее востребованы решения для контроля статуса абонента (Presence), веб-конференции, средства совместной работы между сотрудниками одной или разных компаний, системы мгновенных сообщений и организации доступа к корпоративным ресурсам из интернета.

Решения для обнаружения и контроля статуса абонента предоставляют возможность создавать виртуальные группы с контролем присутствия. А пользователям группы дают возможность видеть, доступен ли нужный абонент для того или иного вида вызова (голосовой, видео, текстовый, чат), или он занят, например, находится встрече. Такой подход существенно экономит рабочее время. Сколько времени тратят сотрудники, активно работающие с телефоном, на ложные вызовы? Казалось бы, это мелкие потери времени, но умножьте их на среднюю зарплату сотрудника, и вы поймете, как в действительности дорого это обходится вашей компании.

«Даже при помощи такого простого функционала, как состояние занятости в сочетании с мгновенными сообщениями, эффективность работы сотрудников существенно повышается. — рассказывает Роман Бородин, — в Microsoft подсчитали, что эти технологии экономят около 28 минут в неделю каждому сотруднику, что в пересчете на количество сотрудников и среднюю зарплату выходит около 86 млн долл. в год». В этой связи уместно упомянуть исследования Gartner, где говорится о том, что объединенные коммуникации – инструмент, исключающий человеческий фактор из бизнес-процессов. Зная наперед, что в данный момент коллега не может мне помочь, необходимо связаться с другим, тем самым ускоряя бизнес-процессы. Сотрудники могут значительно быстрее решать свои ежедневные задачи, т.е. быть более эффективными.

Ведущий инженер отдела сетевых технологий компании System Integration Service Александр Перепечай отмечает высокую заинтересованность пользователей в системах контроля присутствия. Наряду с этим становятся все более востребованными персональные системы мультимедийных конференций. Они предназначены для организации конференций с рабочего места участника, удобны для обсуждения и совместной работы над документами, презентациями, электронными таблицами и другими данными одновременно с сеансом видеоконференцсвязи.

Зарубежные компании, в отличие от украинских, часто используют системы голосовой почты, что связано, в первую очередь, с устоявшимися традициями использования комплексных систем коммуникации.