Любое решение, а тем более инновационное, несет для конечного пользователя как преимущества, так и недостатки. Чтобы выяснить плюсы и минусы унифицированных коммуникаций, мы решили прибегнуть к SWOT-анализу, полученному на базе ответов представителей компаний, специализирующихся в данном сегменте ИТ-рынка.

Сильные стороны
По мнению большинства опрошенных, к основным преимуществам UC относятся экономия средств и повышение продуктивности. Роман Бородин, менеджер по продажам решений компании «Майкрософт Украина», дополняет, что экономия получается за счет уменьшения числа командировок, сокращения нерационально расходуемого времени нахождения в пути и возможности удаленного обучения. Продуктивность – за счет улучшения взаимодействия с коллегами и уменьшения времени поиска нужной информации. «Например, в Microsoft нам удалось сократить продолжительность цикла продаж на 6,5%, что приносит ежегодно 10,5 млн долл. в год, а также избежать 46 тысяч поездок», — резюмирует Р. Бородин.

Похожей точки зрения придерживается Георгий Санадзе, технический директор компании Avaya в России и странах СНГ: «Повышение операционной эффективности бизнеса — основное достоинство UC. Бесспорно, человек, вооруженный современными коммуникационными технологиями, способен выйти на совершенно новый уровень эффективности работы».

Итог подводит Сергей Лисецкий, главный консультант отдела унифицированных коммуникаций и корпоративной безопасности «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА»: «Унифицированные коммуникации — это единая универсальная система общения, которая позволяет эффективно работать с минимальными временными потерями и способна достаточно быстро себя окупить».

Сергей Тарасенко, технический директор «СИТРОНИКС Информационные Технологии» в Украине делает акцент на еще одном преимуществе унифицированных коммуникаций: их использование позволяет убрать привязку к рабочему месту. Информацию, будь то сообщение или звонок, можно получить как на офисный ПК, так и на мобильный телефон, ноутбук и т. д. Таким образом, достигается мобильность сотрудника, сокращаются командировочные расходы.

Также отпадает необходимость постоянного контроля всех средств связи, которые применяются в работе. Унифицированные коммуникационные решения стирают границы между телефонией, электронной почтой, конференц-связью, видео-связью и средствами мгновенного обмена сообщений, позволяя человеку в любой момент воспользоваться наиболее подходящим каналом связи.
Итоги:

  • Экономия средств  
  • Повышение продуктивности  
  • Мобильность, отсутствие привязки к рабочему месту  
  • Единая точка входа для всех средств связи

Слабые стороны
Респонденты назвали сразу несколько уязвимых мест UC. В числе основных — зависимость от пропускной способности каналов связи и привязка к аппаратной платформе.

Георгий Санадзе поясняет, что сегодня любые прогрессивные решения все еще находятся в немалой зависимости от аппаратной платформы. Так, чтобы осуществить перенос офисных функций на мобильный телефон, необходимы усовершенствованные мобильные терминалы, поскольку слишком простые модели телефонов для этих целей непригодны. То же самое касается и сетей передачи данных: на устаревших сетях унифицированные коммуникации внедрить сложно. Пока что эти сдерживающие обстоятельства еще присутствуют, но исследования и разработки поставщиков UC-решений направлены на их преодоление.

Например, по словам Романа Бородина, зависимость от каналов связи Microsoft уменьшает благодаря видео- и аудиокодекам, позволяющим работать на слабой пропускной способности. Так, для качественной передачи видео хватает 384 Кб/с на один поток.

Кроме того, система унифицированных коммуникаций не поддерживается в виртуальной среде. Любая система виртуализации вносит задержки, которые существенно ухудшают качество аудио и видео. При работе же с реальным аппаратным обеспечением есть возможность наращивать мощности, исходя из потребностей среды.

Сергей Тарасенко полагает, что основные причины недостаточно динамичного развития UC связаны с рядом технических и организационных трудностей. Так, еще не до конца осмыслены некоторые новые сервисы, например, такие как контроль присутствия (presence). Кроме того, многие продукты все еще находятся на ранней стадии своего развития и обладают недостаточной функциональностью. Наконец, рост рынка UC-решений сдерживает консерватизм самих предприятий, которые уже вложили большие инвестиции в существующие телекоммуникационные системы и не спешат осуществлять вложения в новую инфраструктуру. Да и сами решения часто оказываются довольно сложными при внедрении, что требует дополнительных затрат для привлечения квалифицированных специалистов.

С ним согласен и Сергей Лисецкий, который отмечает, что к слабым сторонам унифицированных коммуникаций можно отнести очень низкую популярность в странах СНГ подобных решений в целом.
Итоги:

  • Зависимость от пропускной способности каналов связи
  •  Привязка к аппаратной платформе
  •  Не поддерживается в виртуальной среде
  •  Многие продукты пока находятся на ранней стадии развития
  •  Консерватизм предприятий, которые уже сделали большие инвестиции в существующие телекоммуникационные системы
  •  Низкая популярность в странах СНГ UC-решений в целом

Возможности
Все опрошенные видят по разному возможности UC. Так Сергей Лисецкий уверен, что поскольку основой решения является протокол SIP, его использование обеспечивает неограниченный потенциал возможностей для наращивания в будущем дополнительной функциональности всеми производителями.

Георгий Санадзе видит перспективу развития унифицированных коммуникаций в отщеплении от инфраструктуры (то есть в ликвидации привязки к аппаратной платформе) и возможности применять их на любых устройствах и сетях. Кроме того, в будущем должна произойти некая стандартизация этого направления, чтобы пользователи могли выбирать решения от разных вендоров, не сталкиваясь с проблемами совместимости.

По мнению Романа Бородина, возможности повышения продуктивности фактически ограничены лишь способностями сотрудников обучаться использованию технологий для совместной работы. Так, многие заказчики из государственных организаций после завершения внедрения обнаруживают, что процессы согласования документов благодаря коллективной работе – например, с помощью веб-конференций – сокращаются в разы. Еще одна возможность – предложить сотрудникам работать удаленно, тем самым, сократив необходимость в используемых площадях. В качестве примера он приводит голландскую компанию Rabobank, которой удалось сократить свои офисные площади на 40%.
Итоги:

  • Использование протокола SIP
  • Ликвидация привязки к аппаратной платформе
  • Использование технологий для совместной работы

Угрозы
Здесь мнения опрошенных представителей рынка разделились. Например, Георгий Санадзе не видит реальных угроз, поскольку унифицированные коммуникации – это магистральный путь развития корпоративных коммуникаций. Выбора «иметь или не иметь» уже нет, унифицированные коммуникации становятся тем, что должно быть в каждой компании. «Угрозами в этом случае могут быть только временные экономические трудности, косность мышления, плохие каналы связи. Я бы скорее назвал их сдерживающими факторами, но не угрозами», — подытоживает Г. Санадзе.

В свою очередь, Сергей Лисецкий к угрозам относит не всегда гарантированную безопасность доступа к ресурсам и конфиденциальности общения внутри локальной сети или через интернет.

Сергей Тарасенко называет недостаточно высокий уровень подготовки внедренческих компаний в области инновационных технологиях в телекоммуникациях. «Зачастую просто не хватает специалистов, которые сумели бы экспертами на стыке двух областей: информационной безопасности и унифицированных коммуникаций, — говорит он. — В связи с этим защита систем UC зачастую построена недостаточно тщательно».

Роман Бородин полагает, что одной из угроз, в частности, для вендоров, является высокая конкуренция. Бум на объединенные коммуникации в Украине в 2008-2009 годах показал готовность украинского рынка к внедрению данных решений. «Естественно произошла активизация всех производителей решений такого класса. — комментирует Р. Бородин. — Клиент же голосует за то или иное решение внедренными у себя проектами».
Итоги:

  • Низкое качество каналов связи
  • Отсутствие гарантированной безопасности доступа к ресурсам и конфиденциальности
  • Недостаточно высокий уровень подготовки внедренческих компани
  • Высокая конкуренция