В 2008 году аналитическая компания Gartner объявила о том, что унифицированные коммуникации заняли первую позицию в десятке важнейших технологий, которые окажут наиболее ощутимое влияние на ИТ-индустрию в ближайшие три года. 

Прежде всего, далеко не каждый пользователь ясно представляет себе, что же такое «унифицированные коммуникации» (см. следующий материал). Разработчики решений этим термином часто злоупотребляют, именуя им все подряд. Это приводит к скепсису и недоверию, но оправдывает производителей лишь молодость этих технологий в сочетании с недостаточно зрелой терминологией. Кроме того, медлительность распространения технологий связана с многочисленными техническими и организационными проблемами. Так, подавляющее число предприятий уже имеют развернутую коммуникационную инфраструктуру, в которую вложены большие средства, а для внедрения UC зачастую ее необходимо разрушить до основания, чтобы затем начать строить «с нуля». Такие решения требуют серьезного подхода к их развертыванию, а порой даже могут служить поводом для организационных изменений в компании.  

Однако аналитики прогнозируют постепенное исчезновение этих и других барьеров. Одни компании разрабатывают план внедрения UC; другие сделали пробные или поэтапные развертывания, однако лишь немногие предприятия обладают полностью интегрированной коммуникационной средой. И с взрослением рынка, через несколько ближайших лет, до UC созреют если не все, то большинство из них.

По мнению Gartner, к 2010 году UC станут общепринятым способом коммуникаций с сотрудниками и клиентами и объектом масштабных инвестиций. В то же время 80% тех, компаний, раньше внедривших бизнес-процессы с использованием средств объединенных коммуникаций, к тому же 2010 году, получат за счет этого значительные конкурентные преимущества и высокую прибыль.  

IDC отмечает, что к 2011 году объем мирового рынка систем UC должен достигнуть отметки в 17 млрд долл. Возможно, финансовый кризис несколько подкорректирует эти прогнозы, ведь не каждая компания осмелится сегодня вкладывать в проекты с долгосрочной перспективой. Но не стоит забывать, что развитие корпоративных информационных технологий, в том числе и унифицированных коммуникаций, направлено на экономию средств, получение прибыли и создание удобств для пользователей. 

Согласно экспертной оценке Forrester Research, внедрение объединенных коммуникаций сократит транспортные расходы (вместо деловых поездок повсеместно будут проводиться видеоконференции), торговые циклы, сроки реализации проектов, снизит затраты на аудио-конференции и телефонную связь, а также увеличит производительность в группах пользователей. Около 60% работников, опрошенных Forrester, сообщили, что благодаря конференциям в реальном времени, они экономят от 1 до 5 часов в неделю. 

Выделяют несколько основных широких продуктовых групп унифицированных коммуникаций. Это решения для связи в реальном времени и телефония (эволюция IP-PBX, видеотелефония), системы конференцсвязи (передача голоса и изображения, веб-конференции), системы обмена сообщениями (электронная и голосовая почта, системы объединенных сообщений), системы обнаружения присутствия и интернет-мессенджеры, клиентские решения и приложения для коммуникаций. 

В настоящее время ни один поставщик, даже из тех, кто занимает лидирующие позиции на рынке, не предлагает комплексных решений, учитывающих все потребности предприятий в UC. Поэтому заказчик должен понимать, что при планировании использования решений, следует обращать внимание не только на продукты отдельного разработчика, но и на его рыночные позиции и партнерские связи. 

Microsoft 

Активное продвижение решений Microsoft в области унифицированных коммуникаций приходится на 2005 год. Примерно в то же время на рынке появляется термин «объединенные коммуникации», который в наилучшей степени характеризует концепцию софтверного гиганта. 

Унифицированные коммуникации лидера магического квадранта, корпорации Microsoft, базируются на продуктах Office Communications Server, Exchange Server, Office Communicator (основное клиентское приложение для OCS) и Office Live Meeting. Ключевым ядром платформы UC является Exchange — именно этот продукт обеспечивает повсеметный доступ для сотрудников компаний к электронной почте, календарям и контактам при использовании самых разных клиентских устройств.

За два с лишним года присутствия на рынке Microsoft успела заключить стратегическое партнерство с основными производителями систем конференц-связи и live voice (передача голоса в реальном времени)/PBX, а также усилить каналы сбыта за счет договоров с рядом крупных системных интеграторов.  

Количество внедрений Office Communications Server, в том числе функции передачи голоса, продолжает расти. Благодаря этому Microsoft удалось накопить ценный опыт в развертывании достаточно молодых технологий, таких как системы live voice и видеосвязи, Exchange Unified Messaging, голосовых- и видеоконференций. Интерфейс коммуникационных программ Microsoft привычен и удобен для подавляющего большинства пользователей, поскольку он максимально приближен к интерфейсу популярных операционных систем и офисных программ для настольных и мобильных систем. Кроме того, решения очень многих вендоров базируются на ПО Microsoft, соответственно, портфель унифицированных коммуникаций корпорации совместим со множеством продуктов сторонних разработчиков. 

Alcatel-Lucent

Решения Alcatel-Lucent представлены практически во всех регионах земного шара. По мнению Gartner, cильной стороной Alcatel-Lucent является наличие обширного спектра UC-решений, важнейшими из которых аналитики считают OmniTouch Unified Communications (OTUC), OmniPCX, продукты для предоставления сервисов, решения для малого и среднего бизнеса, а также для контакт-центров. Все новые продукты Alcatel-Lucent создаются с тем, чтобы иметь возможность свободной интеграции в инфраструктуру, где ранее были развернуты решения производства Alcatel или Lucent.

Аналитики Gartner считают, что для усиления позиций компании на рынке унифицированных коммуникаций, Alcatel-Lucent необходимо активно углублять и расширять партнерские отношения, заключать интеграционные соглашения о сотрудничестве с ведущими поставщиками UC-продукции. 

Avaya 

Продуктовый портфель Avaya содержит лидирующие на рынке телекоммуникационные продукты, включая Avaya Communication Manager, Meeting Exchange и Modular Messaging. Аналитики Gartner отмечают высокую степень доверия клиентов к компании и ее большую инсталляционную базу в бизнес-телефонии. Пакет унифицированных коммуникаций Avaya в первую очередь сфокусирован на телефонии и приспособлен для быстрого сопоставления корпоративных профилей пользователей, в том числе удаленных и мобильных сотрудников. 

Некоторые решения Avaya, например, Event Processor, предлагают интересные и перспективные подходы к коммуникационному обеспечению бизнес-процессов (Communications Enabled Business Processing, CEBP). По мнению Gartner, заказчику следует присмотреться к Avaya в случае необходимости обновления существующей инфраструктуры телефонии до решений с унифицированными коммуникациями. 

Безусловно, решения Avaya для телефонии — одни из самых развитых, но компания не торопится расширять портфель и заключать соглашения с партнерами в других областях.

Cisco 

Серьезным конкурентым преимуществом Cisco является большая доля рынка, прочные связи в канале сбыта и глобальный охват решений для передачи данных и голосовых сообщений. Компания обладает самым полным программно-аппаратным спектром предложений на рынке унифицированных коммуникаций. Платформа Cisco Unified Communication объединяет бизнес-приложения, мобильные решения, IP-телефонию и другие устройства связи. Особенно сильны позиции Cisco в направлениях обеспечения голосовой связи в реальном времени и конференцсвязи. 

Компания расширяет интеграцию своих продуктов с разработками других вендоров, поэтому открыто взаимодействует с партнерами, предоставляя им возможность ознакомиться со своими решениями «изнутри». Наряду с этим Cisco активно работает над новыми возможностями интеграции с различными бизнес-приложениями. Благодаря такому подходу, совместимость с решениями других вендоров достаточно высока. 

Если в инфраструктуре предприятия уже используются решения Cisco для основных голосовых функций, внедрить Cisco Unified Communication — достаточно просто. 

 С другой стороны, потенциальный заказчик должен помнить о чересчур «сетецентричном» подходе Cisco, который создает слишком много взаимосвязей между компонентами сетевой инфраструктуры и работающих в сети коммуникационных приложений. Это несет определенные выгоды, но усложняет внедрение и поддержку сторонних компонентов и приложений. 

Бизнес-модель Cisco в значительной степени зависит от продаж сетевой инфраструктуры, очень редко ПО производителя продается отдельно. Конечно, Cisco постоянно расширяет портфель несетевых решений (достаточно вспомнить нашумевшую новость об экспансии в серверный сегмент), но компании еще предстоит утвердиться на новых для нее рынках. 

IBM 

«Голубой гигант» работает над открытыми стандартами унифицированных коммуникаций для интегрируемости и свободного взаимодействия отдельных компонентов. IBM развивает стратегию сочетания унифицированных коммуникаций со средствами коллективной работы. Набор средств IBM комбинирует программное обеспечение, услуги и аппаратные средства, а также продукты сторонних разработчиков, предлагая компаниям любого масштаба комплексные новаторские решения. Базисом для унифицированных систем IBM является развитая система обмена сообщениями Lotus Notes, функции коллективной работы в Sametime Unified Telephony и клиентская среда Eclipse. 

В решении IBM Sametime Unified Telephony реализованы возможности интеграции широкого спектра партнерских решений по IP-телефонии. Оно особенно хорошо подходит для предприятий, инфраструктура которых требует интеграции различных типов АТС. 

Компания сотрудничает с большим числом независимых поставщиков программного обеспечения и интеграторами. Решения для унифицированных коммуникаций IBM будут особенно выгодными для заказчика в случае, если в их ИТ-среде развернута WebSphere или одно из ключевых бизнес-приложений этого разработчика. Кроме того, UC-продукты «голубого гиганта» могут эффективно применяться на предприятиях с разнородной инфраструктурой.

При всех преимуществах решений IBM, потенциальный клиент должен помнить, что Sametime Unified Telephony — продукт новый и пока не получил широкого распространения.  

Nortel 

Главными элементами UC Nortel служат масштабируемая система связи на базе IP-телефонии Communication Server 1000, программы для обмена сообщениями, сервер мультимедийных коммуникаций Multimedia Communication Server (MCS) 5100, который позволяет организовывать видеовызовы, конференц-связь и пр., а также платформа Agile Communication Environment (ACE). 

Основанные на продукции Nortel проекты отличаются высокой степенью интеграции с Microsoft OCS, IBM Lotus Sametime и рядом Open Source-решений. 

Nortel поддерживает ряд инициатив для обеспечения интеграции собственных UC-решений со сторонними разработками. В первую очередь, это инновационный коммуникационный альянс (Innovative Communications Alliance, IСA), в рамках которого не так давно были представлены новые приложения и сервисы Nortel, интегрирующиеся со второй версией Microsoft Office Communications Server 2007. Сочетание возможностей Nortel в области разработки приложений для унифицированных коммуникаций и Unified Communications Services предоставляют пользователю этого пакета и корпоративных приложений возможность коммуникаций в режиме реального времени. 

Также в начале апреля Nortel объявила о сотрудничестве с IBM по интеграции ACE с платформой IBM Lotus Sametime Unified Telephony (SUT). 

ACE Nortel представляет собой программное решение, которое использует концепцию сервис-ориентированной архитектуры (SOA) и веб-сервисы для включения возможностей унифицированных коммуникаций в корпоративные приложения. 

Прочные партнерские связи, подкрепленные инициативами — большое преимущество Nortel, но следует понимать, что Microsoft расположена к сотрудничеству с разными разработчиками, и с большой долей вероятности, уже в ближайшее время появятся интегрируемые с OSC решения от других вендоров.  

Еще одним недостатком политики Nortel аналитики Gartner считают неминуемое разделение зон ответственности мультивендорных решений, что несколько усложняет жизнь пользователям. Если комбинированное решение после внедрения вдруг понадобится разделить, сделать это будет нелегко. 

Наконец, самая главная сложность — озвученное в январе 2009 года банкротство Nortel, под которым подразумевается судебный иск о защите от кредиторов. Положительное решение по этому иску поможет компании направлять больше средств на разработку и продвижение телекоммуникационных решений. 

Siemens Enterprise Communications В апреле компания выпустила обновленную версию OpenScape Xpressions для ускорения процесса внедрения UC и интеграцию с существующими бизнес-приложениями. Платформа позволяет интегрировать UC с Microsoft Outlook, IBM Lotus Notes, Cisco WebEx, IBM Lotus Sametime или Microsoft Live Meeting. Продукт полностью стандартизирован и обладает хорошей масштабируемостью. 

В октябре минувшего года Siemens AG и американская инвестиционная структура Gores Group завершили операцию по созданию совместного предприятия. В результате сделки, Gores получила 51% акций Siemens Enterprise Communications. В связи со слиянием на развитие Siemens Enterprise Communications были выделены серьезные средства. Кроме того, расширилась потенциальная клиентская база компании.