Поставщики технологий и ИТ-специалисты трактуют термин «унифицированные коммуникации» по-разному. Разночтения порождают скепсис: пользователи попросту не понимают, какие именно преимущества они получат от внедрения таких технологий. А многие и вовсе пребывают в уверенности, что унифицированные коммуникации — всего лишь модное маркетинговое понятие и пристального внимания не требует. Аналитики с таким положением дел не согласны и стремятся как можно точнее определиться с терминологией. 

Например, Gartner под унифицированными коммуникациями подразумевает оборудование, ПО и сервисы, улучшающие продуктивность на уровне отдельных сотрудников, рабочих групп и предприятия, облегчающие управление и интеграцию различных средств коммуникации. Это достигается путем объединения коммуникационных каналов, сетей, систем и бизнес-приложений, а также за счет централизации управления ими. Унифицированными могут быть комплексные приложения и платформы или же отдельные продукты. 

Компания Frost and Sullivan называет унифицированными коммуникациями объединенные в единую службу телефонную связь, электронную почту, системы конференций и мгновенных сообщений для создания единого рабочего окружения сотрудников.

А агентство COMMfusion LLC утверждает, что унифицированные коммуникации объединяют различные типы коммуникаций (real-time, non real-time) с бизнес-процессами, предоставляя пользователю единый интерфейс доступа ко всем средствам связи. Наряду с этим, системы объединенных коммуникаций позволяют определить присутствие отдельного пользователя, интегрируются с инфраструктурными приложениями, способствуют управлению бизнес-процессами и проектами всех пользователей независимо от их месторасположения. 

Объединив все определения, можно вывести обобщенную формулу. В унифицированную систему коммуникаций интегрированы технологии электронной почты, передачи мгновенных сообщений, обычной и IP-телефонии, аудио-, видео- и веб-конференций и другие инструменты для оптимизации рабочих процессов, придания коллективной работе более высокой результативности. Благодаря унифицированным коммуникациям пользователи способны связываться друг с другом в любой момент времени, причем связь осуществляется по разным каналам и не зависит от используемых устройств доступа. Ведь UC предполагают использование различных средств связи и сетей — фиксированных, мобильных, кабельных, а также спутниковых каналов, интернета и пр. 

Хотя зачастую под UC-решениями подразумеваются вполне конкретные отдельные приложения или аппаратные средства, само слово «унификация» предполагает возможность совместного использования различных систем. Объединить разрозненные компоненты в универсальные коммуникативные решения стало возможным благодаря повсеместному распространению IP-протокола. Практически все варианты коммуникационных средств (системы мгновенного обмена сообщениями, электронная почта, системы видеоконференций, телефон и пр.) легко интегрируются в единую систему на базе этого протокола. Такое развитие событий и усилия некоторых поставщиков UC-решений породило мнение, что унифицированные коммуникации являются в первую очередь следующим поколением IP-телефонии, и IP PBX — главнейшая их составляющая. В действительности, телефония — всего лишь часть средств объединенных коммуникаций. 

Важную роль выполняют системы обнаружения присутствия. С их помощью можно определить доступность пользователя и средства связи с ним. Серверы присутствия собирают информацию о статусе работника со всех типов ресурсов и передают ее по запросу другого сотрудника или приложения. Таким образом, можно определить, какое средство связи будет более оптимальным, чем занят работник и сможет ли он решить поставленную задачу в заданное время. Большинство производителей UC-систем используют собственный сервер присутствия, многие интегрируют решения со средствами IBM или Microsoft.

Еще одним компонентом UC являются системы мгновенных сообщений (instant messaging). Для общения сотрудников компании зачастую используют специальные корпоративные интернет-пейджеры, поскольку они передают информацию по защищенному каналу, что не всегда верно в случае публичных сервисов сообщений в реальном времени.  

Системы унифицированных сообщений (unified messaging) объединяют голосовые сообщения, факсы, электронную почту и извещения. Пользователь получает доступ ко всем этим типам сообщений с любого устройства и в любое время. 

Системы голосового доступа и персональные помощники позволяют посредством команд получить доступ к почте, календарям и каталогам пользователя, обеспечивают интеллектуальный отбор и фильтрацию сообщений, позволяют редактировать расписание и контакты.  

Широко используются возможности конфернц-связи и удаленной совместной работы. Последнее подразумевает общий доступ к файлам и документам.  

В мире унифицированных коммуникаций все чаще передача голоса и видео совершается посредством мобильных терминалов. Связь «мобильных» сотрудников с основной корпоративной инфраструктурой в режиме реального времени позволяет им выполнять свою работу независимо от их местонахождения. Такие функции UC, как click-to-conference (быстрый доступ к конференциям), чат для мобильных пользователей позволяет им участвовать в конференциях, а ко многим функциям они получают доступ вне офиса, что повышает производительность труда.