ИТ-задачи государственных организаций
Во всем мире государственные организации всех уровней — национальные (называемые также федеральными или центральными), региональные (областные или краевые) и местные (городские, районные или окружные) — сталкиваются с существенными проблемами в развитии ИТ-инфраструктуры. С одной стороны государственные организации должны постоянно поддерживать и довольно часто обновлять, модернизировать внутреннее ИТ-хозяйство, а с другой соответствовать быстро меняющимся условиям глобальной информационной среды, вынуждающей переходить на электронные формы взаимодействия с внешними потребителями информации (например, обеспечивать гражданам более удобный и безопасный доступ к информации государственной организации и к государственным информационным изданиям).

Одним из главных препятствием для организации успешного внутреннего, внутриведомственного и межведомственного сотрудничества и взаимодействия являются устаревшие технологии и ИТ-ресурсы государственных организаций, которые обычно разрозненны и разбросаны по многим организациям и системам, превращаясь в малодоступные информационные "закрома". В соответствии с новыми веяниями государственные организации стремятся обрести более целостный, корпоративный взгляд на свои ИТ-ресурсы и все чаще используют лучшие технологии негосударственного сектора в таких областях, как коллективное взаимодействие, организация безопасности, управление связями с общественностью и консолидация информационных технологий. Им требуются решения, помогающие в реализации и укреплении таких технологий, что позволит повысить эффективность работы и уровень обслуживания граждан, снизить затраты и сосредоточить ИТ-ресурсы на новых стратегических инициативах.

Требования к решениям
Чтобы достичь поставленных целей, ИТ-решения для государственных организаций должны удовлетворять следующим требованиям:

• Обеспечивать более полный, удобный и безопасный доступ к необходимой информации и службам, как внутренним сотрудникам, так и к гражданам, представителям бизнеса, государственным служащим, поставщикам и др..
• Упрощать межведомственное, внутриведомственное и территориальное взаимодействие.
• Уменьшать затраты, обеспечивая в то же время надежное функционирование систем и работу новых приложений и функций.
• Предоставлять возможность выбора операционной платформы (ОС, СУБД,...), а так же компонентов инфраструктуры, включая поддержку решений с открытыми исходными кодами.
• Развёртываемые решения обязательно должны включать сервис экспертизы планируемых решений, предлагающий стратегию, планирование, реализацию и поддержку.
• Поддерживать различные типа взаимодействия, как по функциональности, так и лицензированию (в случае проприетарного ПО):
• Государственная организация - служащий (G2E) для оптимизации внутренних операций и повышения производительности труда персонала.
• Государственная организация - гражданин (G2C) для предоставления доступа к информации и услугам, а также для выполнения таких электронных операций, как уплата налогов, обработка заявлений, получение лицензий и разрешений.
• Государственная организация - государственная организация (G2G) для осуществления закрытого взаимодействия между организациями, как на межгосударственном, так и на ведомственном и внутриведомственном уровнях.
• Государственная организация - бизнес (G2B) для усиления взаимодействия с партнерами и представителями сферы бизнеса.

Эти требования позволяют реализовать задачи следующих функциональных категории:

 * Обеспечение и защита общедоступных и персонифицированных порталов.
 * Интеграция разнородных приложений и данных.
 * Защита элементов ИТ-инфраструктуры на основе политик.
 * Технологии базовых компонентов, поддерживающие надежную и рентабельную работу и предлагающие свободу в выборе решений.

Эти четыре категории во многом зависят друг от друга и должны безукоризненно взаимодействовать, обеспечивая действенную работу государственной организации. Порталы должны обладать комплексными возможностями интеграции данных и приложений, возможность объединять ресурсы из нескольких разнородных источников. Для интеграции данных и приложений, в свою очередь, требуется гибкие защитные механизмы, определяющий принципы объединения ресурсов и организации доступа к ним. Для систем предоставления информации и систем защиты необходимы надежные базовые компоненты, поддерживающие динамическую взаимосвязь системных ресурсов, непрерывную доступность и высокий уровень масштабируемости. В итоге решение должно осуществлять и поддерживать тесную интеграцию всех четырех категорий, а также обеспечивать поддержку существующих инвестиций, то есть использование существующих систем, независимо от платформы или формата данных.

Персонифицированные порталы и интеграция данных
Персонифицированные порталы позволяют более эффективно осуществлять взаимодействие с государственными организациями посредством удобных интерфейсов. Они обеспечивают централизованные персонифицированные точки доступа для всех приложений и процессов, необходимых гражданам, поставщикам и государственным служащим для рационального и эффективного взаимодействия с государственной организацией.

Порталы для служащих аналогичным образом предоставляют государственным служащим доступ (независимо от приложения, системы, организации и географических границ) ко всей информации, необходимой для выполнения их служебных обязанностей.

Предоставление информации в электронной форме позволяет снизить административные расходы и является более экономичным, чем обычные бумажные операции. Но важно помнить, что персонифицированный портал не может функционировать без системы управления электронными персонами, которая идентифицирует пользователей и выполняет контроль правомочности доступа к определенным ресурсам и информации. С помощью информации об электронных персонах (такой как имя персоны, должность, права и привилегии) портал подбирает и персонифицирует нужную комбинацию ресурсов в соответствии со специфическими требованиями каждого пользователя.

Комплексная интеграция данных (включая данные о пользователях) и приложений позволяет повысить способность государственных организаций к совместному использованию информации и оперативной реакции на неотложные проблемы, решение которых зависит от нескольких ведомств.

   Предложения от Novell
Основу решения составляет программно-аппаратный комплекс Novell Access Manager и специализированные портальные технологии из состава Novell Identity Manager (обеспечивающие управление заявками на доступ к ресурсам, решающие вопросы самообслуживания).

Access Manager (AM) обеспечивает единую точку безопасного доступа к Web-ресурсам государственной организации (внутренним, внешним), ликвидируя непосредственный доступ к Web-компонентам и базам данных и ускоряя в несколько раз работу Web-клиентов. Кроме того, Access Manager обеспечивает централизованное управление процессами аутентификации и авторизации (не только на основе пароля) на основе общепринятых протоколов и стандартов, включая Security Assertions Markup Language (SAML и Liberty Alliance). В качестве централизованного хранилища идентификационной информации могут быть использованы различные службы каталогов.

Защита элементов ИТ инфраструктуры
Общественное доверие и темпы принятия населением электронных государственных служб зависят от веры граждан в гарантии сохранения конфиденциальности информации. Когда государственная организация получает информацию личного характера от гражданина или расширяет свои системы и данные на большую группу пользователей, она должно гарантировать, что информация не будет изменена, удалена, открыта для общего доступа в нарушение внешних инструкций или внутренних правил. Поэтому система защиты должна быть гибкой и способной поддерживать каждую инициативу, предпринимаемую государственной организацией.

Требуется защищенная ИТ-инфраструктура, гарантирующая предоставление доступа (людям, процессам и устройствам) к ресурсам государственной организации (приложениям, информации и физическим устройствам) в соответствии с требованиями программ и внутренними правилами организации. Инфраструктура должна также иметь возможность отслеживания доступа к ресурсам и их использования с помощью таких механизмов, как аудит, отметки времени и цифровые подписи.

Причина затруднений в этой области в том, что большинство систем в государственных организациях не поддерживают нативно сложные технологии управления электронными персонами.

    Предложения от Novell
Компания Novell унаследовала богатый опыт в области защищенного управления электронными персонами. Предлагаемая компанией Novell масштабируемая инфраструктура Novell Identity Manager и Roles Based Provisioning Module, основанных на службе Каталога (Novell eDirectory), предоставляет поддержку основных корпоративных систем, лучшую в отрасли синхронизацию электронных персон, средства персонифицированного доступа к информации.

Дополнительные решения обеспечивают также широкую поддержку механизмов аутентификации, включая пароли, смарт-карты и биометрические устройства. Novell для государственных организаций обеспечивает функции мониторинга и аудита, позволяющие организациям обеспечивать соответствие внутренним правилам и государственным нормам (Novell Sentinel).

Базовые компоненты
К базовым компонентам относятся операционная система, базовые сервисы (например, файловый сервис и сервис печати) и корпоративные сервисы (такие как коллективное взаимодействие и управление ресурсами). Поскольку базовые компоненты служат основой для других компонентов, их надежности и устойчивости придается особое значение. Простои могут привести к катастрофическим последствиям.

Базовые компоненты должны предоставить совместимые и полнофункциональные сервисы инфраструктуры для многих разрозненных систем, обычно существующих в государственных организациях. Эти сервисы должны упрощать работу и управление в таких сложных разнородных средах.

Кроме того, базовые компоненты должны предоставлять государственным организациям возможности для использования преимуществ новых технологий, например, таких как технологии с открытыми исходными кодами. Базовые компоненты должны также обладать высокой масштабируемостью для обслуживания большого количества пользователей, обеспечивая при этом высокую производительность, надежность и безопасность.

Благодаря комплексной информации об электронных персонах базовые компоненты могут предоставлять сервисы, упрощающие управление пользователями и ресурсами. Информация об электронных персонах также используется для делегирования задач по управлению системой на основании должностных обязанностей пользователей и для автоматического распространения обновлений программного обеспечения на соответствующие рабочие станции.

  Предложения от Novell
Компоненты комплекса решений Novell Open Workgroup Suite предоставляют возможности базовых компонентов, обеспечивая надежную многоплатформенную поддержку для обслуживания разнородных ИТ-сред, используемых в большинстве государственных организаций.

Базовые компоненты предоставляют устойчивые и надежные базовые сервисы, такие как файловый сервис, сервис печати, сервис коллективной работы и др. Они позволяют государственным организациям использовать наиболее подходящие приложения и сервисы на множестве разрозненных платформ, включая Linux. Кроме того, технологии базовых компонентов компании Novell упрощают управление серверами, рабочими станциями, портативными и карманными устройствами, позволяя снижать затраты на управление.

Значение продуктов с открытыми исходными кодами
Государственные организации все больше привлекают в свои инфраструктуры решения с открытыми исходными кодами (OpenSource). Кроме того, показатели защищенности, надежности и производительности ряда распространенных сегодня решений и платформ вызывают беспокойство со стороны пользователей.

Решения с открытыми исходными кодами ориентированы на поддержку государственной политики в области информационных технологий с учетом основных бюджетных требований и особенностей инфраструктуры. Использование открытых исходных кодов позволяет снизить затраты благодаря уменьшению стоимости лицензий и обслуживания, а также благодаря поддержке менее дорогостоящих аппаратных платформ.

Программное обеспечение с открытыми исходными кодами легко адаптируется благодаря совместимости с многочисленными аппаратными платформами, возможности быстрого приспособления к специфическим требованиям и активной поддержке сообщества разработчиков. Кроме того, использование открытых исходных кодов предоставляет еще одно государственное преимущество — оно снижает зависимость государства от деятельности одного производителя патентованного программного обеспечения. Самое главное, эта технология гарантирует высокую гибкость и оперативность работы государственных органов в будущем, позволяя быстрее приспосабливаться к изменениям и расширять спектр предоставляемых услуг.

   Предложения от Novell
Novell дает государственным организациям возможность освоить технологии открытых исходных кодов на базе существующей инфраструктуры. Широкий спектр предлагаемых решений Novell с открытыми исходными кодами включает операционную систему Linux, дополнительные сервисы для Linux, полнофункциональную операционную систему для рабочих станций с набором высокопроизводительных офисных программ, а также коммерческую и техническую поддержку продуктов Linux на мировом уровне.

Решения Novell для Linux обеспечивают гарантию защиты на уровнях, установленных для государственных организаций всего мира. Продукты Novell SUSE Linux Enterprise добилися лучшей в отрасли сертификации Common Criteria Evaluated Assurance Level 4+ (EAL 4+) с уровнем Controlled Access Protection Profile (CAPP). Наличие этих сертификатов гарантирует, что уровни защиты Novell проверены, подтверждены и одобрены независимыми профессионалами.

Строгая приверженность Novell интересам государственных организаций
Компания Novell и ее партнеры свыше 20 лет предоставляют специализированный сервис и решения для государственного сектора по всему миру; ее решения используются в системах таких учреждений, как армия США, министерство обороны Норвегии, управление делами премьер-министра Великобритании, центральный департамент транспорта в Европе, Налоговая служба Франции, Министерство внутренних дел Чехии; а также управление по охране окружающей среды, центр поддержки семьи и муниципалитет города Лос-Анжелес в США, а также государственных организаций Украины: Национальный Банк Украины, Пенсионный фонд Украины, Министерство труда и социальной политики Украины и др.