Репортаж с 14-й по счету ежегодной конференции THE Enterprise Intelligence Summit 2009

Незадолго до начала проведения THE Enterprise Intelligence Summit 2009 – 14-й по счету ежегодной конференции в рамках серии мероприятий Teradata EMEA Universe – крупнейшие американские банки отчитались по первым месяцам текущего года. Goldman Sachs, JP Morgan, Wells Fargo вопреки весьма сдержанным прогнозам аналитиков сумели продемонстрировать гораздо лучшие результаты прибыльности. Исключение составил только Citigroup, который правительство США дважды выручало деньгами и в итоге частично национализировало, но и его убытки оказались много меньше ожидаемых.

Безусловно, о начавшемся выздоровлении американской и мировой экономик говорить еще рано, и к приведенным результатам нужно относиться с разумной долей скептицизма, тем более, что показатели банковского сектора традиционно подвержены скачкам и колебаниям. И все-таки организаторы ключевой для региона ЕМЕА конференции Teradata дали почувствовать ее участникам: осторожность и пессимизм, навеянные мировым финансовым кризисом, уже выходят из моды. По крайней мере, для самой Teradata – несмотря на спад в ключевых для компании банковском, телекоммуникационном и розничном секторах, по итогам 2008 года ей удалось продемонстрировать рост бизнеса.

Место проведения конференции организаторы, очевидно, выбрали тоже неслучайно. Турция отличается не только благоприятными природными условиями, но и чрезвычайно мягким инвестиционным климатом. В этой стране успешно развивают свой бизнес крупнейшие ИТ-компании, в числе которых, Cisco Systems, Microsoft, Sun Microsystems, автогиганты Honda и Toyota открывают здесь свои заводы, а крупнейший британский банк HSBC, он же самое крупное иностранное финансово-кредитное учреждение в Турции, именует себя «местным банком мирового значения». Стамбул с его исключительно выгодным географическим положением на пути из Азии в Европу и вовсе по праву считается центром экономического и промышленного развития Турции.

The Need for Speed
Возросшая неопределенность в экономике и динамично меняющаяся картина всех сегментов рынка являются мощным стимулом для многих крупных компаний всерьез задуматься о внедрении инструментов бизнес-анализа для оперативного принятия взвешенных решений. Несмотря на неуклонно растущую стоимость обработки информации, выгоды или value от интеллектуальной составляющей все равно оказываются больше. Количество принимаемых решений в отдельно взятой штаб-квартире нередко измеряется сотнями, но если речь идет о заказчиках, то иногда и сотнями тысяч. Проведенное в рамках Gartner BI Summit 2008 исследование показало, что в качестве основой причины инвестиций в BI почти три четверти опрошенных респондентов назвали необходимость принятия правильных решений и почти половина – необходимость четко следовать намеченной бизнес-стратегии и своевременно реагировать на нужды клиентов.

Даже в самое сложное время всегда можно найти способы для успешного ведения бизнеса, считает Герман Виммер (Hermann Wimmer), президент Teradata в регионе ЕМЕА. В 2008 году доходы компании выросли до рекордного значения – 1 762 млн. долл., что на 4% больше аналогичного показателя 2007 года. В регионе ЕМЕА рост оказался еще больше – 6% при уровне доходов 451 млн. долл. Провальный для большинства игроков ИТ-рынка 4-й квартал для Teradata оказался успешным, по его итогам рост бизнеса составил 9%.

Более половины доходов компании обеспечивают банковский и телекоммуникационный сегменты, каждый приблизительно в равной степени. Уверенное третье место занимают предприятия розничной торговли, чья доля в общей структуре доходов по итогам 2008 года составляет 16%. Хоть эта отрасль переживает и не лучшие свои времена, крупнейший европейский ритейлер Carrefour объявил на THE Enterprise Intelligence Summit 2009 о расширении функциональности хранилища данных Teradata Active Enterprise Data Warehouse. Внедренное решение BI позволит маркетинговому отделу в режиме реального времени отслеживать активность свыше 14 млн. потребителей во всех торговых точках. В целом клиентами Teradata является едва ли не каждая вторая компания из списка Fortune 500 из самых разных отраслей, включая производство, транспорт, госсектор и здравоохранение.

Летом прошлого года Teradata удалось заполучить очень привлекательного клиента в лице британского банка HSBC. Бесспорной победой в регионе ЕМЕА в 2009 году стало анонсированное в рамках конференции соглашение с крупнейшим финансовым институтом UniCredit Group, насчитывающим более 40 млн. клиентов в примерно 10 тыс. отделениях в 22 европейских странах, в том числе, в Украине и соседней России. Внедрение системы CFO Data Warehouse призвано поддержать стратегические инициативы по развитию бизнеса итальянского гиганта, сократить расходы и увеличить прибыльность. Агрегированные в едином хранилище данные станут доступны сотрудникам всех уровней в иерархической структуре банка, они помогут финансовым работникам эффективно управлять активами, привлечением и размещением денежных ресурсов, проводить взвешенную политику планирования и контроля.

Mercenary Marriage
Если внимательно посмотреть на многочисленные отчеты Forrester Research и Gartner о состоянии рынка систем управления базами хранилищ данных и платформ Warehouse, в них можно обнаружить целый ряд конкурентов Teradata, с которыми компания, тем не менее, стремится наладить партнерские отношения. Наглядным примером может служить SAS, с которой Teradata заключила соглашение о стратегическом партнерстве 1,5 года назад. Не случайно SAS выступала эксклюзивным платиновым спонсором THE Enterprise Intelligence Summit в этом году. Между тем, конкуренты для Teradata в отдельных областях – IBM и SAP – выступили золотыми спонсорами конференции. Исключение, пожалуй, составляла Oracle, которая в настоящее время считается главным соперником Teradata, особенно в свете недавнего поглощения Sun.

Очевидно, «брак по расчету» – неизбежная составляющая не только конкурирующих, но и дополняющих друг друга бизнесов. В частности, находятся заказчики, которые предпочитают использовать аналитические функции SAS в СУБД Teradata, включая приложения скоринга, клиентской аналитики, предотвращения отмывания денег. Подобный подход позволяет избавиться от ограничений, связанных с передачей и многократной репликацией больших объемов данных, и таким образом на порядок увеличить производительность промышленных систем аналитической обработки. На конференции в Стамбуле Teradata и SAS представили сразу 11 заказчиков, успешно использующих технологии обеих компаний.

Соглашение между Teradata и SAP, которое медиа окрестили главной новостью THE Enterprise Intelligence Summit 2009, стало еще одним шагом навстречу пожеланиям потенциальных заказчиков. Тесная интеграция решений Teradata Active Enterprise Data Warehouse и хранилища данных SAP NetWeaver Business Warehouse упростит обмен информацией между системами, положительно отразится на стоимости владения и позволит создать единую централизованную систему BI. Несомненно, такой «брак по расчету» выгоден обеим сторонам: Teradata получает доступ к более 82 тыс. клиентам SAP по всему миру, SAP – доступ к лучшей в отрасли интеллектуальной платформе управления базами данных.

В качестве оптимальной модели для анализа и BI Teradata рассматривает централизованное хранение данных. Именно такую модель предполагает интеграция решений Teradata и SAP, она обеспечит пользователям технологические преимущества на несколько лет вперед, – отметил во время открытия конференции Стефан Россиус (Stephan Rossius), старший вице-президент подразделения Global Ecosystem and Partner Group компании SAP. В настоящий момент наработки Teradata и SAP эксплуатируют такие крупные игроки рынка, как AT&T Wireless, Bank of America, Boeing, FedEx, Ford, Lenovo, McDnonald’s, Pepsi, Procter&Gamble, VISA, Vodafone.

From CRM to Сustomer Experience Management
Людям надоело смотреть рекламу – в этом сходятся сейчас все без исключения маркетологи. Популярность вчерашнего основного проводника рекламы, телевидения, стремительно падает, то же самое можно сказать про печатную прессу, радио и билборды. Наиболее рекламоемкая аудитория – успешные люди в возрасте от 25 до 40 лет – все больше проводит времени в интернете, на остальное часто за работой попросту не хватает времени. Впрочем, баннеры в сети тоже катастрофически теряют свою эффективность, та самая рекламоемкая аудитория в подавляющем своем большинстве испытывает к ним острую неприязнь.

Аналитики из Forrester Research категоричны в своих выводах: чтобы остаться на плаву, маркетологам необходимо как можно быстрее кардинально перестроить принципы своей работы. Сформировать успешную стратегию продвижения продукта или услуги в состоянии помочь детальный мониторинг и анализ мнений большого их пользователей. В дальнейшем полученные данные позволят выстраивать действенную и оригинальную рекламную кампанию, причем обязательно интерактивную. Возможность принять непосредственное участие в рекламе, удивиться, развлечься – гораздо привлекательнее для социально активных людей.

По мнению Стивена Бробста (Stephen Brobst), технического директора Teradata, черпать необходимую информацию и идеи для креатива можно напрямую из Web, ведь Всемирная Паутина представляет собой ни что иное, как огромную базу данных. В свою очередь, размеры блогосферы уже достигли той критической отметки, когда накопленной в ней информации достаточно для статистически достоверного анализа. В настоящий момент в мире насчитывается 184 млн. блогеров, количество пользователей наиболее популярной социальной сети Facebook превысило 175 млн., а в сервисе микроблогов Twitter ежедневно появляется 2,5 млн. новых сообщений. В США примерно треть населения хотя бы раз в месяц читают блоги и около трети потребителей продуктов и услуг оставляют комментарии о них в социальных сетях.

Другими словами, с уверенностью можно сказать, что технологии Web 2.0 стали реальностью для огромной армии пользователей Сети, и те из компаний, которые это еще не до конца осознали, рискуют сойти с дистанции. На THE Enterprise Intelligence Summit звучало немало примеров использования технологий Teradata для анализа неструктурированных данных в интернете и влияния полученных результатов на маркетинг. В частности, eBay интересуют нюансы поведения пользователей на собственном сайте – приходится подвергать детальному анализу десятки терабайт информации. Даже далекие, на первый взгляд, от интернета известные на весь мир производители напитков Coca-Cola и Pepsi с помощью решений Teradata тщательно выверяют свою маркетинговую политику, в том числе, в Сети.

30 Years of Success
В отличие от большинства проходящих в последнее время мероприятий, на которых их организаторы наперебой рапортуют об убытках и продолжающемся падении рынка, THE Enterprise Intelligence Summit выгодно отличался своим оптимизмом. И дело даже не столько в позитивных финансовых результатах деятельности Teradata, что сегодня уже само по себе редкость, сколько в нацеленности на результат и готовности для этого прибегать к использованию самых современных технологий. Главное, что сами заказчики в полной мере разделяют подход Teradata и сами готовы на нестандартные ходы.

В этой связи очень запомнился пример внедрения решений Teradata в парках развлечений и отдыха Walt Disney World Resort. Анализ информации происходит в режиме приближенном к реальному времени – данные о состоянии аттракционов, очередях, дислокации обслуживающего персонала, проводимых шоу и т.д. каждые четверть часа поступают в централизованное хранилище от разнообразных датчиков. Как только очередь в определенном месте достигает критического значения или, наоборот, простаивает один из аттракционов, соответствующие службы немедленно вносят необходимые коррективы в работу парка. Например, в месте слишком большого скопления людей организовывают дополнительные развлечения, и очереди вскоре рассасываются. Сustomer Experience Management в действии.

Возможно, творческий подход к ведению бизнеса и есть залог выживания в кризис и процветания в долгосрочной перспективе. Достаточно вспомнить историю самой Teradata, которая в этом году отметит 30-летний юбилей своей деятельности. Как водится, все начиналось с гаража и удачного концепта, предложенного исследователями калифорнийского технологического института Calitech. ИТ-специалисты Citibank нашли идею создания системы принятия решений на основе анализа бизнес-информации очень привлекательной и полезной – дело пошло. Нужно ли говорить о том, сколько нестандартных ходов за это время пришлось предпринять Teradata, чтобы спустя несколько десятилетий не утратить рыночных позиций и в полной мере сохранить сфокусированность бизнеса.

Киев – Стамбул – Киев