Компания «ABBYY Украина» и OAO «Киевгаз» объявили о завершении совместного проекта разработки и внедрения системы автоматизированного ввода данных с квитанций об оплате услуг.


Дмитрий Фомин, заместитель директора департамента информационных технологий по развитию ОАО «Киевгаз»: «Мы решили воспользоваться проверенным опытом, поэтому остановили выбор на программном обеспечении, которое себя уже хорошо зарекомендовало, — ABBYY FormReader»
Дмитрий Фомин, заместитель директора департамента информационных технологий по развитию ОАО «Киевгаз»: «Мы решили воспользоваться проверенным опытом, поэтому остановили выбор на программном обеспечении, которое себя уже хорошо зарекомендовало, — ABBYY FormReader»
Ежемесячно в банки Киева поступает порядка 50 тыс. квитанций об уплате за пользование газом. После оплаты «корешок» квитанции передается непосредственно в OAO «Киевгаз», где и происходит подсчет баланса по газу, израсходованному населением столицы. Обработать такое количество документов вручную — нелегкая задача, да и вероятность ошибки оператора велика. Компания «ABBYY Украина» разработала и запустила систему автоматизированной обработки квитанций на основе программного продукта ABBYY FormReader, которая позволила свести к минимуму человеческий фактор в этом трудоемком процессе.

Система содержит аппаратную и программную часть. Сначала счета попадают на специализированные сканеры пакетной обработки, где они сканируются с обеих сторон. После этого цифровые изображения, содержащие рукописный текст, поступают на сервер распознавания ABBYY FormReader. Затем, когда написанные от руки показания счетчика распознаны, система сверяет, совпадают ли значения с указанной разницей. Согласно статистическим данным, около 40% квитанций содержат ошибки, возникшие по вине заполнявших их людей. Такие квитанции отправляются на станции коррекции, где оператор исправляет неточности вручную. Показания корректных счетов сразу заносятся в базу данных.

Новая форма квитанции, предложенная OAO «Киевгаз» и призванная в ближайшее время заменить ныне используемую, имеет более простую и понятную структуру. Заполнять ее намного легче, и это позволит ощутимо снизить необходимость человеческого вмешательства в процесс автоматической обработки. В настоящее время весь объем месячных счетов обрабатывается пятью операторами.

Напомним, что ранее обработка квитанций за газ и за коммунальные услуги производилась в Городском информационно-вычислительном центре, в котором, к слову, давно и успешно эксплуатировалась аналогичная система автоматического распознавания ABBYY FormReader. Администрация ОАО «Киевгаз» приняла решение отказаться от услуг ГИВЦ в качестве посредника: во-первых, это экономически выгоднее, во-вторых, решает множество проблем, связанных как с банковскими расчетами, так и с взаимодействием с клиентами.

Разработка новой системы автоматизации велась специалистами компании «ABBYY Украина» совместно с сотрудниками ОАО «Киевгаз», поэтому при создании была учтена специфика процесса обработки именно квитанций за пользование газом. Система коррекции ошибок следит за правильностью ввода именно показателей расхода, не обращая внимания на проводимые банком суммы, — именно эта информация прежде всего важна для компании. Тем не менее при обработке каждая квитанция сканируется с обеих сторон, и в базу данных заносятся не только распознанные значения показателей счетчиков, но и цифровое изображение обратной стороны, содержащее банковский штемпель, на случай недоразумений.

Проект внедрения системы автоматизированного ввода данных стартовал в начале 2008 года, а с ноября текущего года началась его промышленная эксплуатация. Теперь комплекс по обработке квитанций работает в полную силу и обслуживает весь объем поступающей информации.