О необходимости применения бизнес-приложений в работе мало-мальски успешного предприятия сказано уже достаточно. И даже в преддверии апогея финансового кризиса заинтересованность компаний в подобных программных решениях продолжает расти. Назло всем экономическим неурядицам.
Феноменального в этом ничего нет: кто, как не они, помогут максимально оптимизировать бизнес-процессы и избежать лишних затрат? Применение ERP-системы позволяет повысить эффективность производства, CRM — сохранить и приумножить базу клиентов, аналитические системы Business Intelligence — спрогнозировать последствия решений, которые в текущих тяжелых условиях приходится принимать очень оперативно. В любом случае внедрение бизнес-приложений в компании — это шаг, который позволит оптимизировать процессы, сократить расходы и трудозатраты, а в будущем даже получить финансовое преимущество.
Решений для управления бизнесом на рынке немало, но внедрение их на отдельно взятом предприятии — процесс длительный и нелегкий. В первую очередь это связано с уникальностью каждого проекта, требующей тщательного изучения бизнес-процессов предприятия и настройки программного обеспечения под нужды конкретного объекта. Поэтому компании — поставщики бизнес-систем предпочитают распространять свое ПО посредством партнеров, берущих на себя основные заботы по внедрению конкретного продукта. Впрочем, на вендоров тоже ложится немалая часть забот: как правило, это консалтинг, необходимый перед началом внедрения бизнес-приложения; поддержка и обслуживание уже установленного программного обеспечения, проведение семинаров и обучение персонала и пр. В то же время, благодаря своей гибкости и модульной структуре, бизнес-приложения могут быть реализованы в любой сфере или отрасли и настроены для выполнения характерных задач.
PCWeek/UE провел небольшое исследование состояния рынка бизнес-приложений, опросив и основных вендоров, и их партнеров. Результаты приведены в таблицах. Представленная в них информация, безусловно, не охватывает всех участников рынка, работающих на территории Украины, но все же позволяет оценить ситуацию.
Невозможным оказалось свести в одну универсальную структуру все нюансы и специфику взаимодействия каждого вендора бизнес-приложений со своими партнерами. Так, например, партнерская сеть компании «1С» в Украине насчитывает около 450 партнеров-франчайзи по всей территории страны, причем решения разных уровней имеют право внедрять только партнеры с соответствующими статусами. Развитием компетенций партнерской сети занимается институт Центров компетенций в рамках сети «1С:Консалтинг». Стоит отметить, что в проектах «1С» кроме исконно внедренческих компаний сегодня участвуют и консалтинговые структуры (в Украине первой ласточкой стала «Систем Бизнес Консалтинг»).
В то же время некоторые бизнес-приложения, например, HansaWorld Enterprise и Oracle e-Business Suite, представляют собой интегрированное решение, предлагающее ERP- и CRM-систему (а также опциональные приложения в зависимости от решаемой задачи) в одном пакете.
Распределение доходов в зависимости от степени развитости рынка
Исследование, проведенное PCWeek/UE, касалось также распределения доходов, получаемых компаниями-вендорами на различных рынках. Разработчик программного продукта может получать доходы тремя различными способами:
• за счет продажи лицензий на ПО;
• за счет предоставления консалтинговых услуг перед внедрением проекта;
• за счет оказания услуг по сопровождению уже внедренных систем.
Разумеется, эта схема может варьироваться в зависимости от механизма работы вендора со своими партнерами. Так, некоторые компании полностью или частично перекладывают консалтинговые услуги и обслуживание на «внедренцев». PCWeek/UE интересовало различие в процентных соотношениях по указанным направлениям деятельности для развитых и развивающихся рынков.
Под развитыми рынками в данном случае следует понимать насыщенные, состоявшиеся рынки, на которых бизнес-системы уже давно и хорошо известны. Так, например, в Западной Европе практически не осталось компаний, не использующих ERP-, CRM- или BI-приложения. Новые проекты по внедрению случаются нечасто, следовательно, основной доход компаний-вендоров составляет не продажа лицензий и консалтинг, а обслуживание уже существующих решений.
В Украине ситуация прямо противоположна: перед вендорами лежит необъятное поле нереализованных проектов. Значит, меняются и основные статьи дохода.
Далеко не все компании охотно делятся информацией о бизнесе. Тем не менее полученные нами цифры достаточно уверенно иллюстрируют отмеченную выше тенденцию.
По версии компании HansaWorld, это выглядит следующим образом:
| Развитые рынки | Развивающиеся рынки | |
| Продажа лицензий | 14% | 85% |
| Обслуживание | 53% | 15% |
| Консалтинг | 33% | Работа через партнеров |
Под развивающимися рынками в данном случае подразумевается Восточная Европа (страны бывшего СССР и Средняя Азия (Казахстан), Венгрия, Польша, страны Балканского полуострова), ЮАР, Латинская Америка (Мексика, Гондурас, Боливия), ОАЭ, Австралия и Новая Зеландия. HansaWorld относит к развивающимся рынкам также США (поскольку офис компании был открыт там лишь в этом году) и Сингапур.
Для компаний, работающих, главным образом, на рынках стран СНГ, «пирог» распределения выглядит примерно так:
По версии Terrasoft
| Продажа лицензий | 61,3% |
| Поддержка | 12% |
| Консалтинг, проведение тренингов для персонала | 26,7% |
По версии «1С»
| Поддержка и сопровождение | 49% |
| Обучение и проведение тренингов | 33% |
| Консалтинг | 18% |
Компания «1С» реализует свои проекты преимущественно через партнеров, поэтому основной доход получает от поддержки и консалтинга.
Основные решения на рынке бизнес-приложений
Взаимодействие вендоров и партнеров
| Партнеры в ролях: Innoware — Microsoft Сотрудничество Innoware с вендором осуществляется в нескольких направлениях: маркетинговые программы, продажи (в основном в крупных проектах), а также техническая и информационная поддержка. Для Innoware особенно важным является взаимодействие в маркетинге и продажах. Вендор поддерживает инициативы компании Innoware, она, в свою очередь, принимает участие в разработке маркетинговой стратегии вендора и дает рекомендации. Многие нововведения в деятельности компании-вендора появляются именно благодаря предложениям со стороны Innoware. |
| Статусы партнеров «Инком» • Сертифицированный партнер Oracle Siebel CRM, • «Серебряный партнер» в рамках программы SAP PartnerEdge, • подписано партнерское соглашение с Microsoft Softline Business Intelligence • Официальный партнер MicroStrategy на территории Украины и Грузии, • официальный партнер Oracle, • эксклюзивный дистрибутор KXEN на территории Украины, • «Золотой партнер» Microsoft, • партнер Microsoft Business Solutions. BrigRetail • Сервисный партнер SAP, • бизнес-партнер IBM Innoware • Сертифицированный партнер Microsoft «Борлас Украина» Уже более пяти лет компания Oracle признает «Борлас Украина» лучшим в Украине партнером по внедрению Oracle E-Business Suite. Компания обладает партнерскими статусами: • Oracle Certified Partner, • Oracle E-Business Suite Certified Partner, • Oracle Siebel CRM Partner, • Oracle Enterprise Performance Mаnаgement, • сертифицированный Центр технической поддержки первой линии в Украине, • сертифицированный партнер по локализации Oracle E-Business Suite, • авторизованный учебный центр Oracle. Активно развивается направление бизнес-решений от Microsoft для малого и среднего бизнеса. |








