Определение роли технологии бизнеса в организации — это важнейший элемент стратегического управления, который обуславливает уровень инвестиций, особенности портфеля приложений, а также критерии, служащие для оценки и обоснования капиталовложений. Технология бизнеса может влиять на формирование бизнес-стратегии, выступая в одной из следующих четырех ролей.

Инструменты автоматизации. Авто­матизация транзакций и рабочих процессов позволяет предприятию достичь таких целей, как увеличение производительности, снижение затрат и повышение эффективности. Автоматизация упрощает работу компании, поскольку не только ускоряет для сотрудников, клиентов и партнеров доступ к ИТ-услугам, но и обеспечивает им удобство и индивидуальный подход.

В качестве примеров можно привести внедрение самообслуживания для клиентов и сотрудников, а также онлайновые продажи. Стратегия автоматизации подразумевает, что технология бизнеса данной фирмы направлена на слияние в один поток ИТ-услуг, оказываемых внутри и вне предприятия, установление взаимо­связи между всеми процессами и переход к более полному использованию информационных технологий. Ключевыми показателями ценности бизнеса становятся уровень производительности, продолжительность цикла и размеры затрат.

База для расширения возможностей. Быстрое принятие эффективных и точных решений, касающихся непосредственно компании и ее взаимоотношений с парт­нерами, достигается в результате внедрения специальных инструментов для этих целей, технологий интранет (для распространения передового опыта) и экстранет (для быстрого обмена информацией с партнерами). С фирмой, обладающей широкими возможностями, легко вести бизнес. Ее сотрудники, имеющие дело с клиентами, партнерами и внешними инвесторами, получают всю необходимую информацию и помощь при принятии решений, что позволяет быстро устранять проблемы и улаживать разногласия.

Для расширения возможностей по принятию решений существуют различные сценарии, предназначенные для call-центров и персонала, который обслуживает клиентов, а также инструменты, наглядно отображающие цепочки поставок и логистические процессы. Стратегия расширения подразумевает, что технология бизнеса данной фирмы будет сконцентрирована вокруг поддержки принятия решений и управления знаниями. Ключевыми показателями успеха становятся степень удовлетворенности партнеров, эффективное решение проблем и снижение связанных с ними затрат.

Средство контроля. Для эффективного мониторинга бизнес-операций и бизнес-процессов в реальном времени имеются такие способы, как ежедневное подведение итогов, уведомления о ходе операций и упрощенные «приборные панели». Повысить эффективность данного подхода можно с помощью специальных инструментов и технологий мониторинга и процессов управления рисками, присущими тому или иному конкретному предприятию.

Контроль позволяет повысить прозрачность бизнес-операций, быстро выявлять и устранять проблемы в деятельности менеджеров, готовить точные отчеты о ключевых показателях эффективности бизнеса. Для его совершенствования необходимы мощные системы финансового управления. К ключевым показателям ценности бизнеса относятся полнота, точность, обоснованность и целостность транзакций и процессов принятия решений, быстрый и простой порядок подготовки финансовых отчетов, эффективность аудиторских проверок и возможность выявлять случаи мошенничества.

Механизм трансформации. Чтобы выступать в этой роли, необходимо создавать новые модели бизнеса, продукты и услуги, а также способы организации труда. Здесь акцент делается не столько на инвестициях в конкретные технологии бизнеса, сколько на расширении использования ИТ при разработке продуктов, предоставлении услуг и проверке идей, связанных с этими технологиями.

Путем трансформации достигаются непрерывность инновационного процесса, гибкость и повышение конкурентоспособности. К ключевым критериям ценности бизнеса относятся периодичность обновления продукции, внедрение новых процессов и бизнес-моделей, а также количество и разнообразие инновационных решений, имеющихся в портфеле фирмы.