Подключение мобильных терминалов к средствам объединенных коммуникаций (Unified Messaging, UM) может существенно оптимизировать работу мобильных корпоративных пользователей.
Архитектура объединенных коммуникаций в компании на основе MS Office Communication Server 2007 R2 и Exchange 2007 (для крупной организации) |
Что же такое «объединенные коммуникации»? Перед современными информационными системами стоит задача унификации средств взаимодействия сотрудников по различным вопросам как друг с другом, так и с внешними организациями. На данный момент в большинстве компаний подобная унификация отсутствует. Так, специалист по продажам чаще всего работает с клиентами посредством электронной почты, телефона, факса. При этом результаты каждого из способов коммуникации не агрегируются в единый информационный блок о процессе общения, что мешает такому сотруднику быстро и эффективно взаимодействовать с клиентом, вне зависимости от «канала связи».
Оптимизация продуктивности подразумевает развитие сервисов инфраструктуры, которые позволили бы каждому сотруднику «бесшовно» оперировать одной и той же информацией через различные службы взаимодействия, автоматически или по требованию пользователя переключаемые на более удобный механизм с помощью единого интерфейса. Такие сервисы предоставляют информацию о присутствии в стандартные приложения (например, Microsoft Word), обеспечивая интеграцию с почтой, календарем, факсом, VoIP-телефонией, видеоконференциями, возможностями совместной работы. Пользователь, работая в Microsoft Word, может быстро согласовывать документ с коллегами и отправлять его независимо от имеющихся типов коммуникаций. Для обеспечения такой работы Microsoft предлагает свои серверные решения — Microsoft Exchange Server 2007 и Microsoft Office Communications Server 2007.
Microsoft Exchange Server 2007
В Exchange к функциям синхронизации мобильных устройств с почтовым ящиком пользователя добавлена поддержка работы с факсами и VoIP. Технологически процесс несложен: подключение к общим телефонным сетям или корпоративным телефонным системам посредством шлюзов PBX-to-VoIP позволяет обеспечить каждого сотрудника голосовым почтовым ящиком, а также реализовать функции распознавания и приема-передачи факсимильных сообщений.
Новые элементы интерфейса MS Outlook 2007 для работы с голосовыми сообщениями |
Отдельно стоит отметить расширение возможностей голосового доступа к почтовому ящику. Благодаря новым опциям Exchange 2007 пользователь может не только работать с аудиосообщениями, но и удаленно управлять своим почтовым ящиком с помощью голосовых команд. Подключившись через обыкновенную телефонную сеть к Exchange Outlook Voice Access, голосовому меню сервера, и пройдя аутентификацию (распознавание голоса и ПИН-кода), можно по телефону прослушать сообщения, озвучить детали контактов, встреч в почтовом ящике благодаря технологиям text-to-speech, а также посредством специальных команд маркировать сообщения, удалять их, переносить и отменять встречи, звонить контактам из адресной книги и т.д. В настоящий момент поддерживается 16 языков для голосовых команд управления почтовым ящиком и для режима аудиовоспроизведения текста объектов в нем.
Таким образом, помимо синхронизации почтового ящика для коммуникаторов с поддержкой Exchange ActiveSync, решение Microsoft Exchange Server 2007 обеспечивает удаленный доступ к почте с помощью любого телефона. При этом кроме звукового воспроизведения содержимого писем можно использовать почтовый ящик для записи и хранения пропущенных звонков.
Microsoft Office Communications Server 2007
Схема маршрутизации средствами UM звонка в распределенной сети организации |
Рассмотрим определенные сценарии работы в рамках UM. Например, простым вариантом может быть ситуация, когда пользователи общаются друг с другом посредством мгновенных сообщений на рабочих местах, а одному из них необходимо покинуть стационарный компьютер и продолжить общение в дороге. В таком случае он в настольной версии Office Communicator указывает, что собирается продолжить общение посредством мобильного устройства и в списке зарегистрированных у него телефонов выбирает номер своего сотового терминала. При этом OCS связывается с ближайшей PBX, способной выполнить телефонный звонок на номер указанного мобильного оператора, и пользователь отвечает на вызов. Его абонент просто переключается на голосовой режим разговора, продолжая работать в Office Communicator.
Архитектура объединенных коммуникаций в компании на основе MS Office Communication Server 2007 R2 и Exchange 2007 (для средней организации) |
System Center Configuration Manager 2007
Не менее важны вопросы управления, инвентаризации, установки и обновления ПО, обеспечения безопасности мобильных устройств пользователей, имеющих доступ к корпоративным данным. Для этих целей Microsoft предлагает средства, которые не являются универсальными, но позволяют управлять в том числе и мобильными устройствами на базе Windows Mobile наряду с главными объектами корпоративной ИТ-инфраструктуры — рабочими местами, серверами, коммуникационным оборудованием и пр. Для управления инфраструктурой у Microsoft есть программный пакет System Center, в котором одним из основных продуктов является Microsoft System Center Configuration Manager (SCCM) 2007. Последний предназначен для взаимодействия с рабочими станциями и другими объектами: обнаружения устройств в сети, инвентаризации аппаратного и программного обеспечения на устройствах, развертывания ОС по сети и установки необходимого ПО, контроля и установки обновлений, анализа конфигураций на соответствие корпоративным стандартам, проверки «здоровья» и уровня настроек безопасности устройства, контроля частоты использования ПО, удаленного управления. Все эти функции выполняет сервер SCCM в корпоративной сети, собирая информацию о подключенных устройствах и предоставляя ИТ-специалистам разнообразные отчеты и возможности управления конфигурациями.
Архитектура объединенных коммуникаций (UM) в MS Exchange 2007 |
Но это лишь базовые возможности управления инфраструктурой рабочих мест, которые распространяются на коммуникаторы. Кроме Configuration Manager, настольные ПК в корпоративных сетях также контролируются групповыми политиками Microsoft Active Directory, которые отвечают за точную настройку всех подсистем Windows. Для распространения групповых политик (и не только) на мобильные устройства в Microsoft System Center имеется специальное решение — System Center Mobile Device Manager 2008. Этот продукт, в отличие от перечисленных ранее, предназначен исключительно для управления мобильными устройствами под Windows Mobile. Он позволяет добавить коммуникаторы в корпоративный домен Microsoft Active Directory и тем самым обеспечить внедрение на них групповых политик, управлять различными параметрами аппаратных и программных коммуникационных средств — запрещать/разрешать определенные протоколы связи (GSM, GPRS, Wi-Fi и т.п.) и выполнение отдельных приложений, контролировать почтовые протоколы или запрещать использование камер и смарт-карт, шифровать хранилища коммуникатора, а также устанавливать образы фирменного программного обеспечения (firmware).
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что стандартные продукты Microsoft для обеспечения базовой ИТ-инфраструктуры имеют широкий перечень встроенных функций «бесшовной» работы с мобильными устройствами. Для реализации этого потенциала чаще всего не требуется каких-либо инвестиций, а только понимание таких возможностей, их включение, настройка и публикация на уровне ИТ-персонала. При этом благодаря мобилизации сотрудников с минимальными вложениями организация достигает существенного экономического эффекта, связанного с увеличением производительности персонала.
C автором статьи
можно связаться по адресу
igorsh@microsoft.com