Как ИТ-директора могут стимулировать использование инновационных мобильных технологий на предприятиях
Сегодня руководители ИТ-подразделений и их подчиненные уже не рассматривают смартфоны в качестве просто еще одной разновидности сотовых телефонов, возможности которой сводятся в основном к голосовому набору и обмену текстовыми сообщениями. В данной статье мы будем использовать следующее общее определение смартфона: портативный беспроводной телефон для применения в сотовых сетях, обладающий развитыми и сходными с ПК функциями.
Теперь, имея общее определение, давайте посмотрим, с какими проблемами сталкивается большинство ИТ-директоров, когда начинает реализовывать корпоративную стратегию обеспечения мобильности, предусматривающую перенесение применяемых к ноутбукам принципов обеспечения безопасности, управления и поддержки на гораздо более разнообразные беспроводные мобильные устройства.
Основные ошибки при переходе к мобильности
Рассмотрим пять наиболее часто встречающихся ошибок, которые допускают многие руководители ИТ-департаментов при реализации корпоративной стратегии обеспечения мобильности.
Ошибка № 1. ИТ-служба обеспечивает безопасность всех ноутбуков, но игнорирует смартфоны.
Ошибка № 2. ИТ-служба обеспечивает мобильность, не имея ни политики, ни стратегии.
Ошибка № 3. ИТ-служба выбирает одного производителя для обеспечения безопасности как ноутбуков, так и смартфонов.
Ошибка № 4. Пользователи заменяют выданные компанией смартфоны на «самые новые и самые классные» устройства.
Ошибка № 5. С помощью «жесткой» перезагрузки пользователи отключают средства управления смартфонами.
ИТ-службы компаний будут, наверное, удивлены количеством и разнообразием мобильных устройств, которые уже подключаются к корпоративной сети. Принадлежит устройство организации или нет, сотрудники ИТ-подразделений отвечают за защиту корпоративной информации, хранящейся на этих аппаратах, и за их безопасное подключение к корпоративным приложениям.
Разумные способы избежать ошибок
Итак, теперь, когда мы назвали наиболее распространенные ошибки при обеспечении мобильности на предприятиях, давайте обратимся к пяти основным способам их исправления.
Исправление ошибки № 1. ИТ-подразделение может воспользоваться простым в установке и эксплуатации программным решением для защиты данных на смартфонах.
Исправление ошибки № 2. Определите, разрешит ли компания своим сотрудникам пользоваться собственными устройствами и самостоятельно выбирать провайдеров, или же она будет сама выдавать им необходимые аппараты. ИТ-подразделение должно решить, в какой мере оно будет осуществлять надзор за входящими и исходящими сеансами связи с использованием мобильных устройств. Следует ли по-разному подходить к передаче голоса и данных? Должны ли посещения интернета со смартфонов протоколироваться как-то иначе, чем при использовании ноутбуков? ИТ-подразделению нужно выбрать корпоративное мобильное решение, которое позволяет готовить отчеты о выполнении предъявляемых требований, позволяя ИТ-персоналу делать «моментальные снимки», кто из пользователей смартфонов обращается к корпоративным приложениям, в том числе электронной почте.
Зная, кто использует приложения, сотрудники ИТ-службы могут сформулировать политику в отношении управляемых устройств, предусматривающую меры безопасности для защиты корпоративной информации и других ИТ-активов. Наряду с подготовкой отчетов о выполнении принятых требований выбранное решение должно предоставлять ИТ-подразделению возможность принудительно обеспечивать их выполнение. Это послужит гарантией того, что пользователи соблюдают утвержденную политику.
Исправление ошибки № 3. С точки зрения безопасности наилучшим решением был бы выбор нескольких производителей средств защиты. Это связано с тем, что между ноутбуками и смартфонами имеются принципиальные различия. Они требуют специальных знаний в двух различных областях, которыми один вендор не может обладать. Применительно к смартфонам в корпоративной стратегии мобильности должны учитываться возможность утраты устройства, потенциальная утечка данных, необходимость соблюдения принятых в компании требований.
Исправление ошибки № 4. ИТ-персонал может выявлять посторонние смартфоны на основе отчетов о выполнении установленных требований и запрещать пользователям таких смартфонов доступ к корпоративным ресурсам и приложениям в порядке принудительного соблюдения действующих правил.
Исправление ошибки № 5. Сотрудники ИТ-департамента должны использовать возможности выбранного корпоративного мобильного решения для подготовки отчетов о выполнении установленных требований и принудительного осуществления утвержденной политики.
В тех организациях, где пользователи понимают, что нужно для обеспечения безопасности, и где имеется широкий выбор устройств, переход к мобильности будет более плавным.
Основные требования к эффективной корпоративной стратегии мобильности
Сегодня на рынке имеется огромное разнообразие моделей смартфонов. Это заставляет пользователей ориентироваться на самые популярные устройства. Широкий выбор ставит перед ИТ-директором и его подчиненными вопрос: как максимально удовлетворить требования своих специалистов? Проблема усугубляется трудностями при обеспечении безопасности. Подобно ноутбукам и настольным ПК сегодняшние смартфоны представляют собой сложные устройства, поддерживающие несколько видов коммуникаций, обладающие довольно мощными процессорами и способные хранить большой объем информации. Уже это подвергает смартфоны тем же рискам, что и корпоративные ноутбуки. Однако смартфоны обладают некоторыми свойствами, которые делают их даже более уязвимыми, чем ноутбуки.
При условии тесного сотрудничества с производителями мобильных продуктов ИТ-подразделения могут очертить границы, в которых пользователю предоставляется право выбора. Это поможет их руководителям успешно согласовать стремление сотрудников получить новейшие многофункциональные смартфоны с обеспечением безопасности устройств (которые производители быстро наделяют новыми программными и аппаратными возможностями).
Когда решение о выборе устройства принято, корпоративные ИТ-службы должны мыслить широко, но начинать с малого. Им надлежит разработать план создания системы управления мобильными аппаратами, охватывающий все предприятие. Но первоначально систему следует развернуть только в каком-то одном департаменте или распространить на какое-то одно приложение. Это даст возможность постепенно совершенствовать политику и процессы при наращивании управляющих систем.
Разрабатывая и реализуя стратегию мобильности, корпоративные ИТ-подразделения предоставляют в распоряжение бизнеса платформу, которая облегчает департаментам и отдельным сотрудникам выполнение их обязанностей. Эта цель будет достигнута, если параллельно обеспечиваются защита и сохранность корпоративной информации, а равно безопасность и управляемость корпоративной сети.
Управление мобильностью на предприятии — возможность изменить образ ИТ-директора
Итак, кто же выиграет от успешной реализации корпоративной стратегии мобильности? В выигрыше окажется каждый держатель акций. Генеральный директор, получивший новейшую модель смартфона в качестве подарка ко дню рождения, тоже выигрывает. Выиграет торговый представитель фармацевтической фирмы, которому необходимо устройство, способное скопировать подпись врача.
В выигрыше будет инженер, обслуживающий установленное у клиентов оборудование, которому необходим мощный веб-браузер для повышения своей квалификации и визуализации данных. Преимущества получат и сотрудники ИТ-подразделения: с помощью функции подготовки отчетов они смогут быстро увидеть наличие постороннего устройства и принять необходимые меры.
Обе части уравнения оказываются с плюсом. Что касается конечных пользователей, то они получают свободу выбора устройства и провайдера. Если говорить об ИТ-персонале, то он выполняет свои задачи по защите корпоративных данных в условиях работы с различными устройствами. Наконец, на руководителя ИТ-подразделения никогда не следует смотреть как на человека, препятствующего нововведениям. В нем должны видеть перспективно мыслящего руководителя, создающего условия для преобразования бизнеса.