Dell собирается продавать предприятия по сборке компьютеров, сообщает Wall Street Journal со ссылкой на внутренние источники. В связи с этим компания уже несколько месяцев ведет переговоры с контрактными производителями компьютеров. Цель этого шага — снижение издержек и повышение прибыли.


По сведениям от осведомленных лиц, в течение полутора лет планируется продать все или большинство производственных мощностей и закрыть некоторые из них. Наиболее вероятными покупателями считаются крупные азиатские компании, которые, как предполагается, будут выпускать продукцию под маркой Dell. Субподрядчикам сборка обходится дешевле, потому что они сосредоточены только на производстве, в то время как крупным компаниям приходится также заниматься маркетингом и другими бизнес-операциями.

Фабрики Dell были изначально заточены под сборку ПК для корпоративных заказчиков, приобретающих большие партии. В свое время основатель компании Майкл Делл выдвинул новаторскую стратегию сборки ПК под заказ, согласно которой компьютер быстро собирался в нужной конфигурации и сразу отгружался клиенту. Такой подход обес­печивал существенную экономию на складских запасах.

Но в последние три года спрос сместился от ПК к ноутбукам, которые продаются как потребительский товар в розничных магазинах. В изменившейся обстановке Dell отстает от конкурентов в переходе на новую, эффективную модель производства. Например, HP уже несколько лет назад передала сборку ноутбуков контрактным производителям и теперь выпускает на своих мощностях меньше половины своих ПК, а Apple поставляет компьютеры заказчикам прямо с азиатских заводов.

Видимо, этим объясняется то, что недавние финансовые результаты компании вызывают разочарование у наблюдателей (см. рисунок). Так, прибыль за последний квартал оказалась на 17% ниже, чем год назад. Dell объясняет это тем, что затраты на производство слишком велики, чтобы компенсировать растущие инвестиции в новые рынки, для захвата которых приходится снижать цены на ПК.

Dell начала снижать производственные затраты в прошлом году, передав сборку ряда продуктов субподрядчикам, например тайваньской компании Foxconn, и закрыв один из заводов в Техасе. Продажа сборочных мощностей, видимо, станет следующим шагом в реализации стратегии восстановления позиции крупнейшего сборщика ПК, объявленной Майклом Деллом в прошлом году. Ведь недавно Dell уступила пальму первенства компании HP. Помимо сокращения издержек эта стратегия подразумевает переход на продажи через розничные магазины.

Однако возможно, что продать производственные мощности будет нелегко, по крайней мере некоторые из них. В качестве основного препятствия аналитики называют высокую заработную плату в развитых странах. Кроме того, некоторые фабрики Dell связаны с местными властями обязательствами, направленными на удовлетворение требований по занятости. А ведь у компании много заводов в разных странах, включая США, Ирландию, Индию, Китай, Бразилию, Малайзию и Польшу.