Какие факторы и интересы движут сегодня украинским представительством Microsoft, каковы итоги работы компании за последние несколько месяцев, насколько изменились приоритеты деятельности? Об этом PCWeek/UE беседует с Эриком Франке, генеральным директором компании «Майкрософт Украина».

PCWeek/UE: Вы возглавили офис «Майкрософт Украина» в самый напряженный период — в четвертом квартале 2007 года. Какие первостепенные задачи стояли перед вами в тот момент?


Эрик Франке:
Моим главным приоритетом было и остается развитие. Это важнейшая задача, поскольку темпы роста нашей компании опережают рост рынка в два раза. Другой важный аспект — построение слаженной команды и эффективной структуры представительства. Я считаю, что в деятельности Microsoft в Украине начался новый этап. Недавно представительство переехало в новый, более просторный офис. Сегодня компания стремится разрабатывать стратегию на 2—3 года вперед. И очень важно донести информацию о планах и миссии компании до ее клиентов и сотрудников.

PCWeek/UE: Каковы в настоящее время приоритеты Microsoft в Украине?

Э. Ф.:
Мы выделяем 5 приоритетных направлений в нашей работе.

Одно из главных — продвижение и пропаганда лицензионного ПО и его преимуществ, ведь доля пиратской продукции в Украине, по данным IDC, составляет 83%. Это негативно отражается и на имидже страны, и на имидже компании Microsoft. Мы понимаем, что такая ситуация объясняется историческими условиями, экономической обстановкой в стране, менталитетом, поэтому всеми силами стараемся донести до пользователей важность применения именно лицензионного ПО и рассказать о тех рисках, которые несёт в себе использование нелицензионных программ.

Мы намерены также сфокусироваться на работе с динамично растущим сегментом корпоративных заказчиков и будем наращивать поставки инфраструктурных решений. Кроме того, Microsoft внимательно относится к развитию партнерской экосистемы — это третий приоритет нашей деятельности.

Интерес для нас представляет и сфера образования, начиная с начальной школы. Из 20 тысяч украинских школ только 40% имеют доступ в интернет; компьютеров тоже недостаточно. Программа, которую мы внедряем на протяжении уже нескольких лет, ориентирована на учителей, которые потом будут давать базовое образование школьникам. Надеюсь, через несколько лет во всех школах будут установлены компьютеры с доступом в интернет и каждый получит возможность изучать информационные технологии.

Кроме того, мы собираемся расширять сотрудничество с разработчиками. В настоящее время в Украине из 32 тысяч разработчиков большая часть занята в сфере оффшорного программирования. Однако этот интеллектуальный капитал должен приносить пользу украинской экономике, и для нас это станет основным направлением работы в данной области.

PCWeek/UE: Как будет развиваться партнерская сеть Microsoft в Украине?

Э. Ф.:
Партнерская сеть Microsoft в Украине насчитывает более 1000 компаний, и мы планируем увеличить это число. В марте открылось украинское отделение Международной ассоциации сертифицированных партнеров Microsoft (IAMCP), которая повышает эффективность взаимодействия наших партнеров между собой, позволяет им делиться опытом, работать над совместными проектами, вместе развивать ИТ-рынок Украины.

Немалый интерес для нас представляет и активно развивающийся сегмент малого и среднего бизнеса. Для этого сегмента мы подготовили целый ряд новых предложений, в том числе упрощенную схему заказа программного обеспечения Microsoft по программам корпоративного лицензирования, специальные ценовые предложения по наиболее востребованным продуктам, выгодные программы легализации, новые возможности получения консультаций, программы обучения партнеров, дающие возможность получить необходимые компетенции по внедрению решений для бизнеса, и т.д.

PCWeek/UE: Легко ли вам было адаптироваться к работе в новой компании?

Э. Ф.:
Я, прежде всего, профессиональный менеджер с большим опытом руководства крупной фирмой. В Microsoft у меня сложилась очень хорошая команда, которая помогла мне изучить продукцию компании. Кроме того, корпорация тщательно следит за процессом адаптации новых сотрудников и разрабатывает для каждого программу обучения. Внутри компании работает ментор, к которому можно обратиться с любым вопросом. И поскольку рынок очень динамичен сам по себе — постоянно появляются новые продукты и требования, — обучение никогда не заканчивается.

Первые три месяца работы в Microsoft я знакомился с новой командой, лично встречался с каждым из сотрудников киевского офиса. Затем посетил штаб-квартиры в Мюнхене и Редмонде, где принял участие в обсуждении стратегии корпорации на следующий финансовый год.

PCWeek/UE: Ваша должность требует глубокой экспертизы в вопросах, связанных с конкурентной средой. Насколько ваши ожидания совпали с тем, что вы увидели, начав работу в украинском представительстве Microsoft?

Э. Ф.:
Работая в сфере телекоммуникаций, мне приходилось тесно сотрудничать с поставщиками решений, выступая в роли заказчика. Я распоряжался бюджетом в 1—2 млрд. долл. Пост генерального директора «Майкрософт Украина» дал мне возможность взглянуть на этот процесс с другой стороны.

Одной из основных тенденций развития технологий сегодня является их конвергенция. Со временем границы между телекоммуникациями и ИТ будут стираться, уже сегодня на мобильных телефонах доступны такие сервисы, как электронная почта и офисные приложения. Новая стратегия Microsoft Software + Services призвана усилить интеграцию традиционного ПО с интернет-сервисами. Таким образом, заказчики смогут отказаться от поддержи громоздких инфраструктур внутри компаний.

Мне очень нравится работать в Укра­ине. Моя семья и друзья — здесь, и я считаю эту страну своим домом. Кроме того, я знаю всех партнеров Microsoft, работающих здесь.

PCWeek/UE: Каким образом Microsoft планирует развивать работу партнеров?

Э. Ф.:
Мы наблюдаем взрывной рост сегмента SMB и столь же динамичное развитие партнеров, работающих на нем. Уже сейчас нашей основной маркетинговой задачей является обучение партнеров. В ближайшее время мы планируем начать реструктуризацию украинского представительства с учетом отраслевой специализации, с тем чтобы уже через 2—3 года предложить решения для каждой вертикали рынка с соответствующим уровнем компетенции партнеров.

PCWeek/UE: Какие шаги предпринимает компания для того, чтобы общество, особенно украинское, осознало необходимость использования легального ПО?

Э. Ф.:
В первую очередь наша цель —  сформировать у клиента желание работать с лицензионным ПО, объяснить риски, с которыми компании или индивидуальные лица сталкиваются, используя пиратские продукты. Сюда входят и финансовые риски, и риски безопасности информации, технические, юридические, имиджевые риски — все то, что компании не могут себе позволить в условиях быстро растущей конкуренции на рынке. Мы рассказываем об этом на нашем корпоративном сайте, на различных семинарах и тренингах, «круглых столах», в публикациях в прессе и т.д. И если компания-заказчик выражает желание перейти на лицензионное ПО, мы оказываем помощь в этом процессе, в том числе посредством внедрения технологии управлениям лицензиями (SAM). У нас есть специальные программы перехода на лицензионные программные продукты, а для сектора малого и среднего бизнеса разработана упрощенная программа корпоративного лицензирования.

PCWeek/UE: Какие инструменты использует Microsoft, чтобы обеспечить широкое взаимодействие с клиентской аудиторией в вопросах, касающихся борьбы с пиратством?

Э. Ф.:
Когда я работал в сфере телекоммуникаций, мне тоже приходилось сталкиваться с пиратством — нелегальным импортом телефонов. На корпоративном рынке Microsoft ситуация в этом отношении проще, поскольку крупные компании уже оценили все преимущества использования лицензионных продуктов. Однако я считаю, что в этом вопросе необходимо применять более широкий арсенал маркетинговых инструментов. Крайне важно показать пользователям качественную разницу между лицензионным продуктом и подделкой, развеять миф о том, что контрафактное ПО дешевле, ведь сложности и риски, вызванные применением нелицензионных программ, в конечном итоге обходятся пользователю дороже, не говоря уже о том, что он не может рассчитывать на бесплатную техническую поддержку и обновления.

На ситуацию, безусловно, влияет то, что от 40 до 90 процентов настольных ПК (в зависимости от конкретного производителя) в Украине поставляются без предустановленного ПО — это практически равносильно распространению компьютеров с пиратскими копиями программ. В связи с этим мы усиливаем сотрудничество с розничными сетями компьютерной техники и с производителями ПК с тем, чтобы обеспечить покупателей полнофункциональными компьютерами, полностью готовыми к работе.

PCWeek/UE: Как повлияет на ИТ-индустрию и конкурентную среду поддержка компанией Microsoft идеи ПО с открытым кодом?

Э. Ф.:
Я очень рад этому важному стратегическому решению, поскольку оно даст сильный толчок развитию всего ИТ-рынка, в том числе Украины. Ведь благодаря новым принципам интероперабельности украинские разработчики программного обеспечения получают дополнительные возможности для создания приложений. В большинстве украинских компаний используется разнородная информационная среда, и повышение открытости самых распространенных продуктов Microsoft облегчит разработку приложений, взаимодействующих с разными системами. Мы надеемся, что наши партнеры и разработчики вскоре представят новое поколение востребованных на рынке решений.

PCWeek/UE: Для эффективного развития ИТ-инфраструктуры в стране нужны целенаправленные действия самого государства. Участвует ли Мicrosoft в подобных программах в этой сфере?

Э. Ф.:
Я считаю, что государство должно служить примером открытости, прогрессивности и следования законам. Любой гражданин страны должен иметь доступ к информации о работе государственных структур через специальные порталы. Информационные технологии способствуют демократизации общества.

Сотрудничество с украинским правительством чрезвычайно важно для Microsoft. Недавно в нашем представительстве было выделено отдельное подразделение по работе с госсектором.

20 мая, в рамках визита Стива Балмера, «Майкрософт Украина» и ряд государственных ведомств подписали три Меморандума о взаимопонимании, в частности, с Министерством образования и науки, Министерством внутренних дел Украины и с Государственной службой специальной связи и защиты информации. Уже 21 мая Кабинет Министров Украины принял постановление о создании рабочей группы по легализации программного обеспечения. Это, безусловно, свидетельствует об усилении внимания правительства к вопросам защиты прав интеллектуальной собственности и роли ИТ в обществе.

PCWeek/UE: Каковы планы Microsoft на текущий год?

Э. Ф.:
Microsoft готовит реструктуризацию представительства. Однако мы сталкиваемся с серьезной проблемой — нехваткой кадров. Мы планируем более тесно сотрудничать с вузами, поскольку, на мой взгляд, студенчество — лучшее время для начала активного вовлечения в бизнес. Сегодня в офисе работают три человека, которые пришли в представительство после окончания университета, и мы планируем набрать еще около 20 человек. А всего офис пополнится 40 новыми сотрудниками.

Мы собираемся также запустить рекламную кампанию, нацеленную на конечного пользователя. Кроме того, мы заинтересованы в увеличении числа партнеров и должны обеспечить их обучение, особенно для эффективной работы со средним и малым бизнесом. Мы собираемся применить новые инструменты в маркетинге. Ведь мы планируем рост бизнеса не менее 40% в год.

Microsoft — это компания, которая играет значительную роль в жизни людей. Рано или поздно каждый украинец будет работать с компьютером. Именно в этом мы видим свою миссию.