Цифровые средства печати составляют один из крупнейших сегментов ИТ-рынка в целом. Однако снижение общих темпов роста некогда перспективных направлений в этой сфере и обострение конкуренции между производителями вынуждает лидеров рынка пересматривать свои стратегии развития, менять подходы к бизнесу, искать новые формы работы с заказчиками и партнерами.

Все это имеет отношение и к компании Konica Minolta Business Solutions (входит в состав холдинга Konica Minolta), в которой за последние два года произошло немало перемен. О том, какой стратегии она сегодня придерживается, как оценивает ситуацию на рынке средств печати и какие задачи ставит перед собой, PCWeek беседовал с главой московского представительства Konica Minolta Business Solutions Ко Хасегава. *

PC Week: Совсем недавно Konica Minolta опубликовала результаты 2008-го финансового года (FY'2008). Как вы можете прокомментировать их?


Ко Хасегава:
Если говорить об итогах работы холдинга в целом, то можно выделить и плюсы, и минусы. К минусам, очевидно, следует отнести сравнительно невысокий рост оборота, ненамного превысивший уровень 2006-го финансового года. Вы, наверное, знаете, что в 2006-м мы приняли решение о выходе из фотобизнеса, но тем не менее во многих странах это направление продолжало существовать, и оно обеспечивало дополнительный вклад в общий оборот. Но с 2007 г. данное направление полностью закрыто, что и отразилось на итоговой цифре суммарного дохода в FY'2008. В качестве плюса надо отметить то, что наша операционная прибыль очередной раз выросла (уже четвертый год подряд), во многом именно благодаря отказу от убыточного для нас фотобизнеса и соответствующему перераспределению ресурсов. Кроме того, если по отдельности оценивать те направления, которые холдинг продолжает развивать, то на каждом из них отмечен заметный рост. В частности, в рамках направления Business Technologies (технологии для бизнеса) за год существенно увеличены продажи цветных МФУ (на 26% в штучном выражении). Особый упор был сделан на высокопроизводительные машины для коммерческой печати (production printing), и тут компании удалось продемонстрировать мощный рывок вверх.

PC Week: Означают ли ваши слова, что на нынешнем этапе развития Konica Minolta озабочена прежде всего повышением эффективности своей операционной деятельности и соответственно прибыльности?

К. Х.:
Пример с цветными МФУ и высокопроизводительными печатными машинами хорошо иллюстрирует стратегию «genre-top» («лучший в своем жанре»), которую сегодня проповедует Konica Minolta. Она предполагает концентрацию усилий на наиболее перспективных сегментах тех рынков, на которых мы действуем, с целью быстрого выхода в этих сегментах на лидирующие позиции. То есть мы не стремимся стать компанией номер один в мире и зарабатывать больше, чем Toyota или General Electric, но хотим быть ведущим игроком на конкретных перспективных направлениях, в частности по оборудованию для коммерческой печати, офисным устройствам для цветной печати, медицинскому оборудованию и т. д. Вместе они обеспечат увеличение прибыли всего холдинга.

PC Week: В нынешнем году Konica Minolta объявила о создании совместно с фирмой CEC венчурной компании Konica Minolta Bizcom, образовании стратегического альянса с нидерландской Oce и о приобретении фирмы Danka Office Imaging. Какие цели при этом преследовались?

К. Х.:
Все эти соглашения имеют свои цели и задачи. CEC — один из системных интеграторов Японии, с которым Konica Minolta сотрудничает уже несколько лет. И теперь обе компании пришли к выводу, что совместно смогут предложить более широкий функционал офисных решений, тем самым повысив их привлекательность для потенциальных клиентов. Речь идет, в частности, о создании дополнительного ПО, которое будет поставляться в комплекте с нашим оборудованием.

В альянсе Konica Minolta с Oce каждая из сторон видит свою выгоду. Голландская фирма присутствует в верхнем сегменте устройств высокопроизводительной коммерческой печати и с нашей помощью сможет расширить спектр своих предложений решениями среднего и нижнего уровня, включая офисную технику. Konica Minolta, в свою очередь, взяв на вооружение технику Oce, выходит в сегмент решений высшей категории, что соответствует нашим стратегическим целям. Кстати, на прошедшей в начале июня в Дюссельдорфе выставке DRUPA 2008 мы уже представили новые монохромные высокоскоростные печатные машины bizhub Pro 1600P, 2000P и 2500P. Это как раз результат сотрудничества с Oce.

С Danka Office Imaging иная ситуация. Это независимый производитель копировальный техники, действующий на рынке США и хорошо там известный. Так что с его приобретением Konica Minolta увеличивает свою долю на огромном американском рынке копировального оборудования. Если бы нас опередили конкуренты, это ослабило бы наши позиции в США. Мы просто не могли этого допустить.

PC Week: Среди приоритетных для компании направлений вы упомянули и оборудование для цветной офисной печати. Квартальные отчеты Konica Minolta за прошлый и нынешний год свидетельствуют о том, что продажи ваших принтеров, как монохромных, так и цветных, стабильно снижаются. Это сознательная политика компании?

К. Х.:
Дело в том, что мы решили отказаться от дистрибуции дешевых продуктов нижнего уровня и переходим на офисные продукты с большей добавленной стоимостью. В результате Konica Minolta, конечно, теряет для себя нижний сегмент рынка средств печати, но зато увеличивает прибыльность. Фактически можно сказать, что компания целиком фокусируется на корпоративном секторе и переходит в категорию B2B. В связи с этим на протяжении ряда кварталов продажи принтеров у нас сокращались, но уже в текущем финансовом году планируется увеличение оборота, по крайней мере по цветным принтерам. И это уже будут продукты более высокого класса. То есть мы уходим в тот сегмент, в котором заинтересованы и чувствуем себя конкурентоспособными.
* Материал публикуется с сокращениями