Какую роль играют информационные технологии в обеспечении эффективного видеопроизводства? Каким образом решаются проблемы производственного и технологического характера в продакшн-компании? На вопросы PCWeek/UE отвечает Иван Жилинский, технический директор компании «Стар Медиа».

PCWeek/UE: Видеопродукция — совершенно особый «жанр» применения ИТ в качестве «орудий производства». Безусловно, читателям PCWeek интересно узнать, из каких составляющих складывается работа над проектом в «Стар Медиа»?


Иван Жилинский:
Фундаментом при построении бизнес-процессов в компании является наша идеологическая позиция и вытекающие из нее бизнес-цели. Например, сегодня мы не занимаемся авторским или фестивальным кинематографом. Наши фильмы номинируются на участие в отечественных и международных кинофестивалях, но сам продукт производится в расчете на конкретного покупателя и, соответственно, для определенной зрительской аудитории.

Четкое понимание целей работы и того, как выглядит конечный продукт, — вот то, что лежит в основе любых бизнес-процессов, схем, технической составляющей и творчества.

Эта позиция является определяющей и распространяется на все области — начиная с творческой (сценарий, целевая аудитория фильма, нюансы съемки) и заканчивая технологиями видеопроизводства. В последнем вопросе очень важно соблюдать баланс. Каждый продукт, выпускаемый компанией, имеет свою конечную стоимость. Если технологический процесс организован правильно, техническая служба имеет возможность удешевить процессы — следовательно, компания в рамках производства данного продукта может больше денег вложить, например, в творческие аспекты, повысив, таким образом, конкурентоспособность продукта на рынке. Вопросам сбалансированности всех компонентов производства в «Стар Медиа» всегда уделяется пристальное внимание.

PCWeek/UE: По каким критериям в «Стар Медиа» выбирают решение и системного интегратора для конкретного проекта?

И. Ж.:
Все решения о внедрении тех или иных технологий принимаются в компании коллегиально. Взвешиваются все аргументы «за» и «против», все участники процесса высказывают свое мнение. Мы проводим внутренний условный тендер, а затем приглашаем на открытых условиях участия все заинтересованные компании. При этом мы, как правило, не используем результаты первого круга для проведения второго, дополнительного, и игры на понижение. Естественно, мы проверяем, насколько сбалансированы предложенные цены, но точно отследить их не всегда удается. Для меня, как представителя компании, важно, что это оборудование приобретено у официальных представителей на территории Украины.

Выбирая исполнителей проектов и поставщиков решений, мы учитываем несколько важных для нас факторов. Во-первых, сроки поставки продукта после принятия решения о покупке. Во-вторых, какую поддержку мы получим не гипотетически, на бумаге, а практически в конкретной ситуации, которая возникнет в процессе производства. Третий вопрос — взаимопонимание. Необходимо, чтобы партнер понимал критичность задач, которые мы выполняем, и адекватно оценивал наши риски. Таким образом, помимо собственно технологических решений возникает целый ряд дополнительных условий, не связанных напрямую с ИТ-составляющей.

По опыту могу сказать: на данном этапе нам проще работать с компаниями, которые воспринимают нас как VIP-клиента. От этого непосредственно зависит скорость реакции и поставки решения. Остановка производства для нас недопустима, это критический параметр, и очень важно, чтобы и партнер это понимал. Все остальные факторы, в том числе и ценовые, отходят на второй план. Примером успешного сотрудничества на таких началах стала работа с компанией Entry.

PCWeek/UE: Почему в качестве основы для модернизации инфраструктуры были выбраны типовые решения и СХД, а не специализированный продукт?

И. Ж.:
В качестве альтернативного варианта мы рассматривали построение системы на базе Unity ISIS от Avid. Однако функциональность этого решения для наших нужд (в основном это кинопроизводство для телевидения), на мой взгляд, является избыточной. Скорее, она может быть востребована в телекомпании, например, при подготовке новостей. Для иллюстрации избыточности этой системы в нашей сфере, опишу один из этапов производства, предмонтаж с режиссером. При подготовке фильма этот процесс может занимать до месяца. Практически, система Unity позволяет одновременно работать со всеми составляющими видеопродукта и, кроме того, предоставляет широкий ассортимент сервисов реального времени. К ним относится, например, параллельная с видеомонтажом работа со звуком в рамках одного проекта. Процесс этот при полном дубляже весьма трудоемкий. А теперь представьте, что заканчивается двадцатидневный предмонтаж, параллельно с которым двадцать дней велась работа со звуком. Проект смотрит руководство и выносит вердикт: нет, не пойдет, давайте перемонтируем. В итоге вся работа или, по крайней мере, большая ее часть идет в «корзину». А при дубляже это означает повторный вызов актеров. Замечу, что сегодня в сфере продакшн это самая затратная часть бюджета. Таким образом, с технологической позиции самое важное — не нарушать последовательности этапов производства. Этой цели мы и добивались при проектировании системы.

Конечно, внедрение схем на базе продукции разных производителей — мы называем их гибридными — вызывает определенные трудности. Проверить совместимость продуктов можно только в реальных условиях, причем порой при «обкатке» обнаруживаются такие проблемы, о которых не знают и сами производители. С другой стороны, это дало возможность на высоком уровне обучить персонал. На аналоге этой системы мы развернули технологию в московском офисе «Стар Медиа», но уже на платформе Apple.

PCWeek/UE: Каким образом повлияла модернизация ИТ-ландшафта на бизнес-процессы компании? Каковы результаты внедрения?

И. Ж.:
До старта всех проектных работ в «Стар Медиа» функционировало только две локальные станции нелинейного монтажа. Фактически мое приглашение на работу сюда явилось результатом принятия руководством компании стратегического решения о модернизации систем. В данный момент уже можно говорить о налаженных производственных процессах. Персонал работает посменно, существует четкая привязка к проектам. Административный персонал создает графики, планы работ. Таким образом, компания превратилась в серьезное производство с гарантированной производственной выработкой и передачей материалов телеканалам. До создания новой инфраструктуры на базе компании было создано только два фильма, а сегодня их число уже приближается к тридцати, без учета серийности.